Биография
Виктор Кузьмич Тетерин родился 25 октября 1922 года в деревне Бахарево Теблешского уезда Тверской губернии в семье крестьян Тетериных — Кузьмы Ивановича и Матрёны Андреевны. С 1930 вместе с родителями жил в Ленинграде. Отец работал маляром в судоремонтных мастерских, мать портнихой, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. С 1937 года посещал изостудию Ленинградского Дворца пионеров, занимался у А. Эберлинга. В 1940 году поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, где его педагогами были Павел Наумов, Михаил Натаревич и Ольга Богаевская.
После начала войны оставался в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года вместе с Средней Художественной школой и Академией художеств эвакуировался в Самарканд. В начале 1943 по состоянию здоровья вернулся в Калининскую область, работал художником на заводе. В сентябре 1943 поступил на первый курс живописного отделения Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В мае 1944 года перевелся в Ленинград на первый курс ЛИЖСА им. И. Е. Репина. Занимался у Семена Абугова, Генриха Павловского, Глеба Савинова, Александра Осмеркина.
В 1949 окончил институт по мастерской Михаила Авилова, в одном выпуске с Николаем Бабасюком, Ростиславом Вовкушевским, Иваном Годлевским, Метой Дрейфельд, Валерием Пименовым, Юрием Подлясским, Марией Рудницкой, Мариной Тиме, Григорием Чепцом, Верой Шестаковой и другими молодыми художниками. Дипломная работа — картина «Товарищ Сталин в ссылке в Нарыме».
С осени 1949 по 1956 год преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В том же 1949 по рекомендации М. Авилова, Г. Павловского и В. Орешникова был принят кандидатом в члены Ленинградского Союза советских художников
С 1949 Тетерин участвовал в выставках. Писал преимущественно городские пейзажи и натюрморты, реже жанровые композиции и портреты. Работал в технике масляной живописи и акварели. В 1953 Тетерина переводят из кандидатов в члены ЛССХ. Представление об особенностях манеры этого периода и её постепенной трансформации дают работы «У Казанского Собора» (1949), «Жатва», «Зима. Павловск» (обе 1950), «Портрет Е. Антиповой в жёлтом», «Натюрморт» (1953), «Гурзуф. Пейзаж» (1953), «Портрет матери за швейной машиной», «Ленинград. Средний проспект Васильевского Острова», «Реставрация Инженерного замка», «Мужской портрет» (все 1954), «Натюрморт» (1955), «Персики и груши» (1956), «Перед маем» (1957), «Осенний букет» (1957), «Айва и виноград», «Яблоневая ветка» (обе 1958), «Рабочий паренек» (1958), «В солнечный день», «Дорожные строители» (обе 1959) и другие.
Если в работах начала 1950-х у Тетерина наблюдается желание с дотошной правильностью передать реальные формы и без особого отбора натуры зафиксировать, например, бытовую жизнь ленинградских улиц, то вскоре художник начинает углубляться в вопросы живописного языка, изучая прежде всего возможности цвета. Этому способствовали поездки в Крым и знакомство с крымской природой, поразившей Тетерина силой солнечного света и яркостью красок и ставшей источником многих его произведений. В 1956 году Тетерин уходит с преподавательской работы, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Много работая с натуры, он соотносит приобретаемый опыт с осмыслением приемов и живописной системы близких ему мастеров: русских П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, французов П. Сезанна и в особенности А. Матисса. Все вместе это приблизило обретение Тетериным творческой зрелости и нового качества живописи.