Трогер, Пауль: биография
В 1739 году Трогер оформил лестницу в аббатстве Гёттвайг фреской с портретом Карла VI в виде Аполлона.
В 1740—1741 гг., когда Трогер находился на вершине славы, он выполнил на плафоне библиотеки в аббатстве Зайтенштеттен композицию «Поклонение агнцу» (ранее, в 1735 г., художник уже работал в Мраморном зале этого же аббатства). В этой работе художник отказался от массивных форм, изобразив удлинённые фигуры, хрупкость которых подчёркнута линейными и ломкими угловатыми складками, и выполнил роспись в светлом колорите. Оформлял Трогер и Главный зал этого монастыря.
Одна из последних работ Трогера — роспись собора в Бриксене («Мадонна с ангелами и святыми», между 1748 и 1752; выполнена совместно с учениками), отличается экспрессией и эффектной перспективой. Фреска выполнена в серебристой цветовой гамме и полностью лишена барочной патетики.
Художника, прозванного «любимцем прелатов», заказчики ценили за скорость работы. В поздние годы, чтобы сохранять высокий темп, Трогер обращался к помощи учеников. С 1755 г., в связи с ухудшением состояния здоровья, Трогер более не выполнял работы по фресковой росписи.
В станковых работах Трогера особенно сильно влияние итальянских художников, для них характерны живописная свобода исполнения и творческая фантазия. Иногда произведения, начатые Трогером, завершали его ученики.
Ранним картинам Трогера присуща жёсткость в изображении драпировок — например, в полотне «Мадонна со св. Бернардом», написанном в 1722—1725 гг. для Епископского дворца в Клагенфурте. Сцена «Распятие св. Андрея» из церкви Ан-дер-Трайзен (1731) буквально пронизана светом; для неё характерна повествовательность, пластичность в изображении тел, светоносность красок и простота драпировок.
В картинах, исполненных мастером в 30-х — 40-х гг. XVIII в., появилась тонкая цветовая градация, линейность ритма и мелодичная взаимосвязь между фигурами, в чём можно заметить влияние Маратты и Тревизани («Смерть св. Иосифа», 1739—1742; «Мадонна во славе», 1740—1745). Картина «Мученичество св. Стефана» (1745) отмечена ревностным благочестием, но драматическое напряжение фигур подобно здесь актёрской игре. В композиции «Апофеоз св. Иоанна Непомука» (Нойклостеркирхе, 1748), изображающей чешского церковного деятеля, канонизированного в 1729 г., фигуры представлены в необычном замысловатом движении.
Особенно популярными работами Трогера были многочисленные эскизы маслом, светлые по колориту, написанные подвижными мазками, с резкими эффектами и дробными формами («Мученичество св. Себастьяна»); они часто копировались учениками художника.
Рисунки Трогера близки венецианской традиции. Наброски исполнены нервным беглым штрихом без теней; в проработанных рисунках переход от тени к свету обозначен очень тонко с помощью перекрёстных штрихов («Играющие путти»).
Трогер исполнил также около 20 гравюр в технике офорта и сухой иглы.
Тематика работ Трогера сводится в основном к религиозным композициям, мифологическим и аллегорическим. Все они отмечены чисто тирольским натурализмом и включают бытовые реалистические детали.
Начиная с 1750-х гг. Трогер оставил монументальную живопись и полностью перешёл к станковой.
Преподавал в Венской академии художеств. В начале 1750-х гг. Трогер был избран профессором Академии, а в 1754 г. стал её ректором. Художники, на которых он оказал большое влияние — Франц Зигрист, Франц Карл Палько, Франц Антон Маульберч, Мартин Кноллер, Каспар Франц Самбах. Пауль Трогер отказался от мрачного колорита в пользу яркой цветовой гаммы, характерной для итальянской живописи. Это обстоятельство и экспрессивная, драматическая манера исполнения, присущая произведениям Трогера, оказали существенное влияние на творчество австрийских художников последующих десятилетий.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник