Поделиться:

О знаменитости

Фань Куань: биография


Фань Куань биография, фото, истории - китайский художник-пейзажист, продолжатель Цзин Хао, один из основателей жанра монохромного пейзажа

китайский художник-пейзажист, продолжатель Цзин Хао, один из основателей жанра монохромного пейзажа

Фань Куань был даосским горным отшельником, получавшим удовольствие от жизни на природе. В конце X – начале XI века дела в Сунской империи были достаточно благополучными, и в образованных слоях китайского общества происходил отход от военной идеологии в сторону всё усиливавшейся тяги к мирным радостям и эстетству. Среди столичных эстетов бытовала мода именовать себя «шаньжэнь» («затворник» или «горный отшельник») ради того, чтобы добавить некий привкус нонконформизма к свой просвещённой персоне. В отличие от столичных эстетов Фань Куань был настоящим отшельником, носившим грубую одежду, употреблявшим простую пищу, любившим вино и дороги, человеком полным благородной простоты с грубыми и невоздержанными манерами. Критик XI века Го Жо-сюй описывает его так: «Внешность Куаня сурова как в древности, поведение необузданно грубое».

Он был полной противоположностью аристократичному и утонченному Ли Чэну. Живший в XI веке художник и критик Лю Даочунь написал трактат «Критика живописи нашей династии», в котором, пытаясь охарактеризовать суть творчества этих двух великих мастеров пейзажа, выбрал оппозицию «Вэнь» и «У» (в более широком смысле можно перевести, как «цивильную» и «военную»), ассоциируя Ли Чэна с гражданской мирной жизнью и удовольствиями, а Фань Куаня с воинскими доблестями. Возможно, Фань Куань принадлежал к тем последним художником, которые своим искусством пейзажа передавали любовь к отваге, прямоте и решительности. Своё понимание их творчества Лю Даочунь выразил таким образом: «Пейзаж Ли Чэна открыт, как окно в манящие дали, пейзаж Фань Куаня закрыт для нас, он преграждает взор, как стена».

Сектор жгёт. ФК "Краснодар" - ФК "Кубань" 0-2



Все видео

Эту характеристику подтверждает самый известный пейзаж Фань Куаня «Путники среди гор и потоков» (Гугун, Тайбэй), который по праву считают одним из шедевров мировой живописи. Двухметровой высоты свиток состоит из двух кусков шёлка, соединённых по центру. Возможно, раньше он был вставлен в большую ширму, или смонтирован на стене. Пейзаж завораживает своей мощью, он напоминает стену гигантской крепости, за которой укрылся весь остальной мир. Произведение исполнено очень тщательно; художник изобразил несколько видов разных деревьев, а текстура гор передана присущими только Фань Куаню мазками и размывами туши. В правом нижнем углу есть его подпись.

Фань Куаню приписывают ещё несколько пейзажных свитков, в частности, «Холодный лес в заснеженной равнине» (Тяньцзинь, Городской музей). Построение этого пейзажа схоже с предыдущим: на переднем плане немного открытого пространства, а за ним высится мощная горная гряда, закрывающая даль. Выпавший снег, и промёрзшие голые зимние деревья придают ещё больше суровости этой дикой красоте.

Несмотря на то, что Фань Куань, по всей вероятности, учился у Ли Чэна, он оказался способным создать свой особый стиль пейзажа. Го Жо-сюй отмечает «Его необычные способности превосходны. Стиль отличался от (стилей) Гуань Туна и Ли Чэна…». В другом цзюане своего трактата «Заметки о живописи: что видел и слышал» Го Жо-сюй так характеризует манеру этих трёх выдающихся мастеров: «Среди художников-пейзажистов только Ли Чэн из Инцю, Гуань Тун из Чанъани и Фань Куань из Хуаюани постигли «удивительное», достигли уровня «божественного», высотой озарённости превзошли все категории». Го Жо-сюй также сообщает, что кроме пейзажа Фань Куань был мастером «жэньу» (так наз. «жанровой живописи»), и далее так описывает особенности его живописной манеры: «Когда Фань рисует деревья в лесу, они, то наклонны, то изогнуты, формами похожи на упавшую крышу. Есть у него и другие веяния и правила, но я никогда не видел нарисованных им сосен и кипарисов. Когда он рисует жилища, он передает их главное свойство, окружает их плотным слоем туши; глазам его последователей они казались построенными из железа».

Более поздний мастер монохромного пейзажа Го Си уже считал его работы недостаточно изящными и привлекательными. Тяга придворной элиты к изяществу нарастала, и вскоре после смерти Го Си «недостаточно изящными» были уже его пейзажи. Однако прошло ещё немного времени, и произведения Фань Куаня обрели статус памятников китайского национального пейзажа, которые изучали и копировали художники многих поколений.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора