Поделиться:

О знаменитости

Альфред Фуллье: биография


Теория познания

Не делая глубокого различия между проблемами метафизики и гносеологии, Фуллье не разграничивает и психологии от теории познания. Противоположение субъекта и объекта, составляющее исходный пункт сознательной жизни, вырастает на почве волевых импульсов: субъект и объект — волевое отношение; субъект — воление, не удовлетворяющееся представлением объектов, но стремящееся их модифицировать для собственных целей. Воля первичнее интеллекта: надо говорить не «Я думаю, таким образом я есть», а «Я хочу, таким образом я есть». В ощущениях есть известные свойства, которые по мере роста и развития чувственной и импульсивной деятельности человека постепенно обращают на себя внимание, как коренные особенности его психической организации. Таковы, прежде всего, интенсивность и экстенсивность ощущений.

В вопросе о происхождении пространства Фуллье близко придерживается точки зрения нативизма. Фуллье полагает, что отвлечённое понятие пространства вырабатывается постепенно опытным путём, но смутное чувство объёмности уже имеется в ощущениях. Третье измерение он считает первичным. Психологи, признающие основными лишь два измерения, «Смешивают процесс анализа идей с процессом, совершающимся в природе; плоскость им кажется более легко объяснимой, чем три измерения, между тем как в действительности она сама есть абстракция от первоначально объемного восприятия». Идея времени, по Фуллье, не есть нечто первичное для интеллекта, а скорее производное, зависящее от влечений и аффектов: «Время закрылось бы перед существом, которое не желало бы ничего, не тяготело бы ни к чему; время не есть форма представления, но форма влечения».

Генезис идей субстанциональности и причинности Фуллье ставит в связь с активным осязанием и чувством усилия. Подвергая исследованию вопрос об эволюции законов познания, Фуллье находит, что их необходимый характер необъясним из эволюции индивидуума — никакой личный опыт не мог бы породить ассоциационных связей, отличающихся логической необходимостью. Чтобы живое существо сохранялось и развивалось, нужно, чтобы природа была действительно понятна и познаваема, а также чтобы живое существо реагировало разумным образом. В противном случае не было бы приспособления к условиям жизни и не было бы предвидения. Таким образом, без коренной функции интеллекта — отождествления и различения, опирающегося на законы тождества и противоречия — познаваемость природы, приспособление к ней, предвидение явлений были бы немыслимы. Отсутствие противоречия есть также конституциональная форма мысли и воли. Для Фуллье законы тождества и противоречия — коренные функции воли («Willenskategorien»). Противоречие исключено из самой воли; закон тождества можно сформулировать так: «Я хочу то, что я хочу». С законами мышления Фуллье ставит в тесную связь закон достаточного основания и закон причинности, как специальные случаи применения принципа рациональности мира.

Психология

Фуллье известен как исследователь народной психологии благодаря многим работам о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов.

В психологии Фуллье развивает точку зрения, называемую им «эволюционизмом идей-сил». Провозглашая тождество идей с теми движениями, которые они порождают, Фуллье полагает, что он избежал спиритуалистического дуализма; признавая психическое изначальным в эволюции, а механическое — производным, абстракцией от психического, он надеется избегнуть следствий теории автоматизма. Такими путями в его системе якобы примиряются свобода и детерминизм.

Согласно Фуллье, можно установить известную биомеханическую теорию чувствований, исходя из мысли Спенсера, по которой удовольствие, вообще говоря, связано с повышением жизнедеятельности, а страдание — с понижением её. Жизнедеятельность зависит от двух факторов — питания (накопления) и работы (траты); отсюда возможны четыре случая, если рассматривать отношение энергии затраченной к накопленной:

  • Излишек накопления и недостаток траты (не в меру откормленный, но бездеятельный ребенок) — в итоге отрицательное страдание (неудовлетворенность).
  • Увеличение траты вслед за соответствующим приростом питания (удовольствие детей при движении и игре) — в итоге положительное удовольствие.
  • Приращение траты при недостаточном восстановлении (чрезмерно быстрый бег) — положительное страдание.
  • Отсутствие траты, следующее за истощением — отрицательное удовольствие или покой.

Подобный же биомеханический схематизм Фуллье применяет и к вопросам характерологии.

Произведения

  • Современная идея права в Германии, в Англии и во Франции — Париж, 1878 год.
  • Современная социология (1880).
  • Критика современных систем морали (1883).
  • Психология идей-сил (1890).
  • Эволюционизм идей-сил (1890).
  • Декарт (1893).
  • Темперамент и характер (1895).
  • Позитивистское движение и социологическая концепция мира (1896).
  • Психология французского народа (1898).
  • Ницше и «Аморализм» (1903).
  • Психологический эскиз европейских народов (1903).
  • Морализм Канта (1905).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора