Поделиться:

О знаменитости

Харламов Николай Николаевич: биография


Харламов Николай Николаевич биография, фото, истории - художник

художник

Биография

Н. Н. Харламов родился в семье священника. Учился во Владимирском духовном училище. В 1882 году окончил Владимирскую духовную семинарию.

В 1883 году Харламов был принят в Петербургскую Академию художеств. За программу «Ангел выводит апостола Петра из темницы» получил малую золотую медаль и звание классного художника II степени.

В 1891 году художник отбывал воинскую повинность в городе Владимире, но не прекращал заниматься живописью.

С 1892 года Харламов — директор Холуйской школы иконописания. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде выделялись работы его учеников. Созданный ими образ Христа был настолько удачен, что Харламовым заинтересовалась комиссия, ведающая внутренним убранством храма Воскресения Христова в Петербурге.

В 1896 году художник был приглашен участвовать в конкурсе на создание картонов для мозаик. С 1897 по 1900 годы Харламов создал для мозаик интерьера храма Воскресения Христова 42 картона, по которым были набраны иконы «Пантократор», 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 изображения ангелов со страстями, «Евхаристия», «Спас Эммануил», «Спас Благое Молчание», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», 8 изображений сил небесных (четыре варианта), «Христос во славе», 8 изображений ангелов, «Святой Василий Великий», «Святой Иоанн Златоуст», текст молитвы перед причастием, «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», фриз из серафимов, изображения серафимов и ангелов.

В 1910 году Н. Н. Харламов был избран академиком. Его иконы имелись в православных храмах Вены, Варшавы.

Последние годы жизни художник провел в селе Тименки в 28 километрах от Холуя. Там же он был похоронен.

Работы

Христос во славе

Тип: Мозаика

Описание: Композиция занимает всю сферическую поверхность большой апсиды. В центре ее помещена вписаннаая в сияющую огненными всплесками Мандорлу удлиненная фигура Христа, несомого серафимами. Красивый, темный, со следами страданий, лик его суров. Весь он неподвижен, живут только глаза. Фигура Христа окутана в нежно-бирюзовый плащ, из-под которого видны рукава нежно- красного хитона. По краям композиции расположены две уравновешивающие ее группы представителей небесного воинства. Благодаря тому, что мозаика располагается на изогнутой поверхности, между ней и пространством интерьера устанавливается совсем особое соотношение. Реальное пространство интерьера как бы вливается в углубление конхи. Изображенные фигуры вступают в контакт с этим пространством.

Сохранность: Удовлетворительная

Организация: Музей-памятник «Спас на Крови»

Евхаристия

Тип: Мозаика

Описание: Широкий фриз с «Евхаристией», украшающий сильно вогнутую поверхность центральной апсиды, находится на небольшой высоте. Фигуры сознательно удлинены художником, чтобы снивелировать эффект при зрительном сокращении.

Сохранность: Удовлетворительная

Организация: Музей-памятник «Спас на Крови»

Пантократор

Тип: Мозаика

Описание: В плафоне центрального шатра, согласно древней иконографии, расположено изображение Пантократора, напоминающее византийские образцы. Образ, созданный Харламовым, монументален: четкие плавные линии, положенный не более, чем в двух оттенках цвет, стремление вернуться к известной схематичности, при которой основной психологический момент — глаза. Мозаика набрана кусочками смальты, которые четко видны даже на большой высоте.

Сохранность: Удовлетворительная

Организация: Музей-памятник «Спас на Крови»

Иоанн Креститель

Тип: Мозаика

Описание: В центре плафона юго-западной главы помещено погрудное изображение Иоанна Предтечи. Лик набран мальтой бежевых тонов, выразительность черт лица определяется черной линией, обрамляющей глаза, губы, нос.

Сохранность: Удовлетворительная

Организация: Музей-памятник «Спас на Крови»

Богоматерь

Тип: Мозаика

Описание: Мозаика помещена в плафоне северо-западной главы. Богоматерь здесь представляет собой женский лик необыкновенной красоты, воспринимаемой скорее как романтический образ, а не каноническое изображение святой. Лицо овальное с округлыми щеками, нос слегка удлиненный с горбинкой. Волос не видно, так как их закрывает голубовато-бирюзовое покрывало, поверх него темно- фиолетовая, по краю расшитая золотом накидка, покрывающая голову и плечи. На накидке, в области головы и плеч три восьмиконечные звезды. Глаза Богоматери светло-коричневого, орехового цвета, но оттененные бирюзовыми и фиолетовыми тонами, издали воспринимаются как фиалковые.

Сохранность: Удовлетворительная

Организация: Музей-памятник «Спас на Крови»

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора