Источники
Основной источник сведений о жизни Хасана ибн Саббаха — низаритское сочинение Саргузашт-и Саййидна («Повествование о господине нашем») — не сохранился, но был широко использован в трудах персидских историографов XIII—XIV вв. Джувейни, Рашид ад-Дина и Абдаллаха Кашани. О ранних годах жизни Хасана известно мало, его деятельность в качестве властителя Аламута документирована лучше. Изложение или цитаты из его сочинений можно обнаружить в «Книге о религиях и сектах» ересиолога аш-Шахрастани (XII в.) .
Биография
Али ибн Мухаммед ибн Джафар ас-Саббаха аль-Химйари, отец Хасана, вёл происхождение, по Рашид ад-Дину, от доисламских химйаритских правителей Йемена, по Мирхонду — из деревни около Туса в Хорасане. Источники дают противоречивые указания о месте рождения Хасана. Э. Браун, В. А. Иванов, Л. В. Строева на основе сообщения Джувейни считают, что он родился в Рее, М. Ходжсон, И. П. Петрушевский и Ф. Дафтари — в Куме, куда Али ас-Саббаха переселился из Куфы.
На Востоке была широко распространена легенда «о трёх товарищах по медресе», согласно которой Хасан, Низам аль-Мульк и Омар Хайам вместе учились в Нишапуре у имама Муваффака. Друзья дали клятву, что тот из них, кто добьётся в жизни бо?льшего успеха, поможет остальным. Когда Низам аль-Мульк стал визирем сельджукского султана, Хасан благодаря его покровительству получил должность при дворе, но затем был изгнан по оговору визиря, опасавшегося соперничества. Убийство Низам аль-Мулька, совершённое по приказу главы низаритов, считали личной местью последнего. Историческая недостоверность этой легенды была доказана в XIX веке Э. Брауном, обратившим внимание, что Низам аль-Мульк родился значительно раньше и Хасана ибн Саббаха и Омара Хайама.
В действительности, Хасан учился, видимо, в медресе Рея, и первое образование получил в рамках традиций шиитов-двунадесятников, к которым принадлежала его семья. В Рее, крупном центре исмаилитской пропаганды (так называемая да’ва или дават — «призыв»), юный Хасан встретил местного исмаилитского да’и Амирэ Зарраба (ар.-перс. зарраб — «чеканщик монет»), который ознакомил его с исмаилитским учением и заронил сомнение в правильности веры отцов. Общаясь с да’и Абу Наджмом Сарраджем (ар. саррадж — «шорник», «седельщик»), подробно отвечавшим на его вопросы, Хасан уверился в истинности исмаилитской доктрины. Проповедник Му’мин принял Хасана в ряды исмаилитов и тот принёс обет верности ('ахд) исмаилитскому имаму времени — фатимидскому халифу аль-Мустансиру (1036—1094).
Путешествие в Египет
Прибывший в мае-июне 1072 года в Рей 'Абд аль-Малик ибн Атташ, главный да’и на сельджукских территориях в Западной Персии, обратил внимание на новообращённого и назначил его своим помощником (наиб). В 1074/75 г. Хасан сопровождал Ибн Атташа в Исфахан, тайный центр исмаилитов Персии, где оставался до 1076/1077 г. Затем, по указанию Ибн Атташа, он отправился в столицу Фатимидов Каир, видимо, для продолжения образования или знакомства с исмаилитскими авторитетами. Следуя из Исфахана через Азербайджан, Хасан прибыл в Мийафарикин, где вошёл в конфликт с местным кади. Он был изгнан из города за то, что публично оспаривал право индивидуума, не имама, толковать религиозные установления . Через Мосул и Рахбу он достиг оазиса Гута, окружающего Дамаск. Кратчайший путь преградил тюркский военачальник Оксыз, поэтому Хасану пришлось поехать кружным путём через прибрежные Бейрут, Сайду и Акку в Кейсарию. Отплыв на корабле из Мины, Хасан спустя семь дней достиг Тинниса, затем Мемфиса, и 30 августа 1078 года прибыл в Каир. Он оставался в Египте до января 1080 г., сначала в Каире, затем в Александрии.
В 1060-е годы Фатимидская держава переживала глубокий кризис. В 1062 г. близ Каира столкнулись между собой различные армейские группировки (берберы, тюрки, дейлемиты); тюркские войска восстали против халифа и в 1068/1069 г. разграбили дворцы и библиотеки столицы; низкий уровень воды в Ниле (1065—1072 гг.) вызвал голод среди населения. Аль-Мустансир призвал из Сирии состоявшего на службе у Фатимидов армянского военачальника Бадра аль-Джамали, который в 1074 году подавил восстание тюрок силами армянских войск. Бадр аль-Джамали в течение двадцати лет являлся фактическим правителем государства, занимая одновременно посты визиря, командующего армиями (амир аль-джуйуш) и, с 1078 года, главы эмиссаров (да’и ад-ду’ат). Однако, несмотря на все усилия, он не мог удержать в руках фатимидов сирийские владения, и к 1079 г. Дамаск уже был столицей сельджукского княжества.