В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой.
Творческая биография
Художником был всегда, сколько себя помнил. Учился в художественной школе и в студии Алексея Михайловича Щеглова, поклонник искусства начала века, он дружил с Василием Дмитриевичем Ермиловым, известным авангардистом 20-х годов. Творчество характерно изобретением новых техник и направлений, разработкой связи слова и имиджа.
В 1974 году эмигрировал.
Жил в Нью-Йорке.
В 2003-м Вагрич Бахчанян первый раз приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в «Стелла Арт Фаундейшн», на выставке в музее им. А. Д. Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Загадочная, неизлечимая болезнь привела к трагической развязке. Александр Генис:
Анализ творчества
«Художник слова». Пафосный ярлык „художник слова“ — самоопределение Вагрича Бахчаняна. И одновременно — демонстрация одного из способов художественной утилизации идеологического мусора: изобретательное приглашение легкого на выдумки художника-писателя в мир собственных языковых игр. Игр. В которых все, будь то коллажи, рисунки, живопись, книги-объекты, перформансы, пьесы, короткие и пространные тексты разных жанров, раздаривающие речевым штампам жизнь новых значений, ожидает от нас не только вкуса к аскетической экономии средств, но также открытости к неистощимой, абсолютно естественной способности автора смешить читателя и зрителя. При том смешить не эстрадным скоморошеством, а высокопробной художественной продукцией, обязанной редкостному, независимому ни от какой моды союзу индивидуального видения с проблематикой современного искусства.» Евгений Барабанов, к каталогу выставки Бахчаняна в «ERA Foundation», Москва
«Казус Бахчаняна — это, наверное, наиболее яркое на сегодня противоречие между значимостью творца в истории и местом в иерархии современного русского искусства. В этом нет ничего удивительного: Бахчанян никогда не стремился соответствовать принципам рынка, которые ведь не только сейчас, но почти всегда, даже в подпольной Москве 1960-х, определяли «героев своего времени» в актуальном режиме. Другое дело, что рано или поздно приходится расставлять всё на свои места. Фигуру Вагрича со всей очевидностью можно поставить у истоков многих явлений: соц-арта, отечественных версий концептуализма и мэйл-арта, постмодернизма в его нынешнем виде нескончаемого микса цитат. …Бахчанян разный, но выделить центральную линию в его творчестве все же не составляет труда. Тихое искусство, соединяющее в себе качества «для всех» (доступность, ясность, остроумие) и «для немногих» (неброское, но поистине ювелирное изящество камерного коллажного формата, использование практики реди-мейд). …Бахчанян не столько концептуалист по стилистике, сколько философ по интенции, преимущественно использующий оптимальную для философии новейшего времени категорию парадокса. По его работам можно выверять золотую середину между натужной усмешкой концептуализма и оголтелым стебом постмодернизма. Бахчанян — образцовый постмодернист, использовавший весь спектр приемов, тропов и механизмов этого направления задолго до того, как он превратился в расхожий материал нашего нового искусства.» Антон Новиков, журнал «Искусство», 4/2008
Анастасия Докучаева – московский куратор выставки «Заблудившаяся война-2», говоря о графике и работах Вагрича Бахчаняна, считает что
Выставки
Персональные
- 1968 — Кафе «Синяя птица», Москва
- 1973 — Gallery Charley Chevalier, Paris
- 1974 — Gallery Gras, Vienna, Gallery Sazenhofen, Salzburg
- 1977 — Gallery Gras, Vienna, «ART-77,» Basel
- 1977 — «Save Time»—30 shows on the same day at 30 New York City galleries
- 1978 — «First Russian Propaganda Art Performance», Modern Art Museum, New York
- 1982 — Micro Hall Center, Edewecht, Germany
- 2003 — The National Centre for Contemporary Arts, Moscow, Russia
- 2007 — ERA Foundation, Moscow, Russia
- 2008 — «PICASSO-USSR», POP/OFF/ART Gallery, Moscow, Russia
- 2008 — «Dreams of Reason», Moscow House in Sofia, Bulgaria and at the Mediterranean Festival of Russian Art KODRA
- 2010 — Stella Art Foundation, Moscow, Russia