Сватоплук Чех: биография
Журналистская деятельность, поездка в Россию
Окончив университет в 1869 году, Сватоплук работает по профессии и занимается юридической деятельностью, а также активно ведёт журналистскую работу. В это время Чеху приходится испытывать серьёзные финансовые трудности, что сказалось и на его творчестве. В 1873 году Чех, после закрытия журнала Кветы, сотрудничает с журналом Люмир, которыйбыл основан Нерудой и Галеком. Превоначально Сватоплук был одним из авторов журнала, а затем, до 1876 года, редактором. В этом же журнале была напечатана первая крупная поэма Чеха Адамиты. В 1874 году Сватоплук в качестве журналиста отправляется в Россию, где побывал на Кавказе, Одессе, Севастополе, Ялте, Новороссийске, Владикавказе. Заворожённый южной природой, Чех впоследствии в своих письмах писал:
Также в некоторых своих очерках Сватоплук с восхищением отзывался о русских солдатах. В период нахождения в России Чех изучил русский язык, а виденные им русские реалии впоследствии нашли отражение во многих его произведениях. Будучи в Тифлисе, Чех прочёл положительный отзыв Неруды на его первую книгу стихов, в котором рецензент давал слова приветствия появлению нового оригинального поэта в чешской литературе. в конце 1878 года Сватоплук вместе со своим братом Владимиром и другом по университету Сервацем Геллером основывает литературный общеобразовательный журнал Кветы. Подобное название было взято как память одноимённым изданиям Йозефа Каэтана Тыла, Витезслава Галека и Яна Неруды. в это же время Чех полностью оставляет свою профессиональную юридическую деятельность, отдавая всё время журналу и литературе. Непосредственно в редактировании журнала Чех принимал участие до 1899 года.
Литературная деятельность
Юношеское творчество, 60-е годы
Первые поэтические произведения Чеха начали появляться в середине 60-х годов. В 1867 году в журнале Кветы было опубликовано стихотворение Критянки, принёсшее автору известность. Стихотворение явилось откликом поэта на разворачивающуюся в то время на Балканах освободительную войну южных славян против турок. Год спустя в альманахе Рух, в честь закладки Национального театра в Праге, был опубликован целый ряд его стихотворений, а в 1869 году в Альманахе чешского студенчества ещё несколько. Среди данных стихотворений особое внимание у общественности вызвали Гусит на Балтике, Избушка и Моя поэзия. Первое рассказывало о походе восьмитысячной гуситской дружины из Чехии к Балтийскому морю в 1433 году с намерением помочь в сражении польским войскам против тевтонских рыцарей. Второе стихотворение показывало кажущуюся идиллию сельской жизни с другой стороны, пронизанной горем и голодом. Моя поэзия выступала в защиту литературы, поддерживающей простой народ.
Одним из первых положительно о творчестве начинающего писателя откликнулся Неруда, написав в своей статье об Альманахе чешского студенчества слова похвалы стихотворениям Чеха, а также отметил «здоровую основу» «Моей поэзии». Но тем не менее из-за часто радикально-демократической, антиправительственной и антиклерикальной направленности, многие произведения Сватопулка не были опубликованы. Среди таких произведений стихотворение Деспот 1863 года, в котором поэт противопоставлял деспоту нищего, говорящего о том, что корона и трон тирана не прочны и настанет день, угнетённые восстанут, а деспот будет забыт и предан забвению. в поэме Судьба бедняка 1866 года Сватоплук рассказывает о событиях 1848 года, в центре которых оказываются двое рабочих — отец, погибший в боях с войсками, и сны, раненый на баррикаде. В конце поэму Чех идеалистические заканчивает, говоря, что наступит время, когда не будет бедных. Национально-освободительному движению и Белогорской битве было посвящено стихотворение Барабан, в котором этот самый гуситский барабан символизировал собой движение национально-освободительной революции. Разоблачению деятельности католической церкви были посвящены его Ad Majorem Dei Gloriam! и В костеле.
После окончания университета, 70-е — первая половина 80-х годов
Окончив Пражский университет и испытывая финансовые трудности, Сватоплук, тем не менее, не оставляет литературную деятельность и продолжает работать в этом направлении. Однако, ввиду указанных обстоятельств, его произведения этого периода иногда имеют признаки недоработанности. В 1871 году им был написан рассказ Заложенная совесть, в основе которого лежало повествование о том, как в капиталистическом обществе человека растлевают деньги. Рассказ, как и некоторые поздние его произведения, имел некоторый налёт романтичности и сказочности, что было обусловлено не только причинами литературной традиционности, но и необходимостью иной раз прибегать к иносказательным средствам выражения. В другом рассказе этого же года — Лишковицкий помещик — писателем зло высмеивается барское чванство, невежество и преклонение перед иностранщиной. На примере этого рассказа, по мнению Л. Кишкина, видно, что Сватоплук следовал в своих произведениях творческим принципам, выработанным Нерудой и Гоголем. В 70-х годах в журнале Люмир была напечатана поэма Адамиты, повествующая о периоде гуситских войн. В поэме выразилась внутренняя борьба поэта между материалистическими и идеалистическими взглядами на жизнь. В 70-е годы Чех также продолжает интересоваться русской литературой и культурой, в 1871 году он пишет хвалебную статью, посвящённую русским народным песням. В Люмире публикуются его переводы запрещённых стихотворений Пушкина. Переводит он и стихи Шевченко.
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт