Поделиться:

О знаменитости

Чжоу Вэньцзюй: биография


Чжоу Вэньцзюй биография, фото, истории - выдающийся китайский художник X века

выдающийся китайский художник X века

Чжоу Вэньцзюй был придворным художником последнего императора Южной Тан Ли Юя. Свою карьеру Чжоу начал ещё при Ли Цзине (правил в 943-961гг), отце Ли Юя, предпоследнем правителе Южной Тан. К периоду правления Ли Цзина относится упоминание имени художника в связи с подношением императору картины «Южная усадьба», которая была одобрена его величеством, (в дальнейшем Ли Юй преподнёс её в дар сунскому императору). В 961 году Ли Цзин скончался, и власть перешла к его сыну Ли Юю, который в том же году основал императорскую Академию Ханьлинь. Чжоу Вэньцзюй стал её членом с самого основания, получив ранг дайчжао («ожидающий императорских указаний»).

Жизнь придворного художника была не так завидна, как может показаться на первый взгляд. Дайчжао был обязан по первому требованию являться к правителю для выполнения той или иной живописной работы; отчасти это напоминало труд личного фотографа. Го Жо-сюй в своих «Записках о живописи» (XI в.) описывает историю, как однажды правитель Ли Юй по поводу того, что в первый день нового года пошёл сильный снег, приказал устроить банкет. Собрались сановники, пировали, сочиняли стихи. И вот под утро, когда ночь была на исходе и стала рассеиваться мгла, а сановники возбуждённо скандировали стихи, решили позвать «известных мастеров, чтобы они нарисовали картину и (воплотили) в ней прекрасное». Далее, Го Жо-сюй перечисляет тех, кого подняли в такую рань: Гао Чунгу, Чжоу Вэньцзюя, Чжу Дэна, Дун Юаня, и Сюй Чунсы.

Го Жо-сюй сообщает, что Чжоу Вэньцзюй «...Работал в жанре «жэньу» (т.е. бытовые сценки), писал повозки, лошадей, постройки, деревья, горы и реки, особенно изящно изображал учёных женщин. Его стиль во многом близок Чжоу Фану, но (отличается) ещё большей изысканностью в (передаче) хрупкой красоты». Такое определение стилистики Чжоу Вэньцзюя полностью оправдывает свиток «Портрет дамы с кошкой» из Национального Дворцового музея, Тайбэй (по всей вероятности, это копия, созданная в эпоху Мин, или Цин). На нём изображена молодая образованная женщина, вдумчиво читающая книгу. Она полна изящества, а детали окружения традиционно подчёркивают женскую красоту – цветы, бабочки, птички и т.д. Кошка, расположившаяся у её ног, добавляет ощущение мира и уюта.

Согласно древним источникам, Чжоу Вэньцзюй был мастером изображения интерьеров. Наряду с портретами образованных женщин, это было его второй главной специализацией. Среди немногочисленных его произведений, дошедших до наших дней, есть небольшой (40х70см) свиток «Играющие в вэйци перед двойной ширмой» (Гугун, Пекин; по всей вероятности, это копия свитка, созданная в эпоху Мин). На этом свитке художник изобразил императора Ли Цзина (в высоком головном уборе), наблюдающим, как его братья играют в вэйци (по другой версии, это император Ли Юй). Вэйци – китайская разновидность шашек, а «двойная ширма» - это отмеченное историками китайского искусства изобретение Чжоу Вэньцзюя: художник, используя принцип матрёшки, написал сцену на фоне ширмы, на которой, в свою очередь, изображена другая сцена на фоне ширмы. Его придумка имела успех.

В каталоге Чжоу Вэньцзюя числится более дюжины произведений, и среди них есть один небольшой (37х58см) свиток, «Сад учёных» (Вэньюань ту), который сегодня приписывают кисти этого художника по стилистическим особенностям. Свиток ранее хранился в сунской императорской коллекции. Большой знаток живописи, художник и коллекционер император Хуэйцзун оставил на нём надпись, в которой сообщает, что это работа танского мастера Хань Хуана. Вполне возможно, что древний знаток ошибся, и свиток в действительности принадлежит кисти Чжоу Вэньцзюя. Художник изобразил на нём беседу учёных мужей, передав дух древних благородных собраний китайских интеллектуалов.

Чжоу Вэньцзюй также писал картины на религиозные - даосские и буддийские темы, используя в качестве образцов древние творения Цао Чжунда (VI в.) и У Даоцзы (ок.700 - 760гг.)

Краткая библиография.

  • Т. А. Пострелова Академия живописи в Китае в X—XIII вв. Москва, Наука, 1976.
  • Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М. Наука. 1978.
  • The Art of East Asia. Konemann. Cologne. 1999.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора