О знаменитости
Клара Жозефина Вик Шуман: биография
Письма Клары к Роберту показывают эти ограничения:
И в другом письме:
С Робертом Шуманом
Роберт и Клара Шуман, литография Эдуарда Кайзера, в 1847 Желанная домашняя общность с Робертом Шуманом представляла для Клары некоторые опасения. Годы разлуки сохраняли её любовь возвышенной; теперь ей предстояло существовать в будни. Хотя Клара освободилась от отцовского доминирования, брак также накладывал определённые ограничения. Роберт Шуман, наверное, не был деспотичен, всё же то время по-своему определяло отношения супругов. Тем не менее, в браке у Клары Шуман, наконец, появилась возможность восполнить пробелы общего образования, возникшие под отцовским режимом. Она читала Гёте, Шекспира и Жана Поля и интенсивнее, чем раньше, наряду с произведениями мужа изучала Л. ван Бетховена, И. С. Баха и Ф. Шопена.
Роберт без энтузиазма смотрел на желание Клары концертировать; он хотел, чтобы она больше времени уделяла ему. По его просьбе Клара ограничила занятия на фортепиано — иначе Роберт не мог концентрироваться на сочинении. Ситуация изменилась только тогда, когда они переехали в большую квартиру в Дрездене, где Клара могла играть на фортепиано в отдельной комнате. Кроме того, он хотел, чтобы Клара больше занималась композицией. И здесь Роберт пытался оказывать влияние, так как ему казались несерьёзными романтические сочинения, ограниченные в виртуозности и бравурности. Клара должна была сочинять, как он; его целью было музыкальное единство двоих. И таким образом опубликованный в 1841 году цикл песен супружеской пары Шуман привёл рецензентов в смущение, они не могли сказать, какую интонацию приписать Роберту, а какую — Кларе.
Роберт ввёл семейный дневник, в который супруги писали поочерёдно. Это было похоже на «из огня, да в полымя»: после дневника, контролируемого отцом, она участвовала в дневнике, который читал супруг! Всё же это нововведение известного своей молчаливостью Шумана было удобно для того, чтобы вписать сообщения и просьбы, когда не достаточно (устного) слова. Поэтому Клара извлекла пользу из дневника и использовала его, чтобы сообщать Роберту свою точку зрения. То, что не было доведено до конца в беседе, находило письменный путь и могло повлиять на некоторые его решения.
Скоро Клара снова осуществила своё желание гастролировать. Не в последнюю очередь этому способствовала и финансовая ситуация семьи; доходы от концертов Клары составляли существенную долю семейного бюджета. Впрочем, её концерты помогали также самому Роберту: так как из-за проблем правой руки он больше не мог выступать публично, она исполняла его произведения и сделала его известным во всей Европе. Таким образом, она заботилась большей частью о его композиторской славе.
В конце 1849 г. Р. Шуман получил предложение стать генеральмузикдиректором Дюссельдорфа, куда семья и переехала в 1850 г. Клара давала концерты и помогала мужу в оркестре и хоре. Их удручала недисциплинированность музыкантов, вследствие которой репетиции и выступления не увенчались желаемым успехом. Серьёзным испытанием для супругов стал вынужденный переезд в пределах Дюссельдорфа, а также выкидыш.
В начале 1854 г. заболевание Роберта и, соответственно, нагрузки Клары достигали нового апогея. У Шумана нарастали «аффекты слуха»: он описывал не просто шумы, а скорее назойливые звуки вплоть до полных музыкальных произведений, которые не давали ему спать, причиняли невыносимые боли и нередко доводили до галлюцинаций. Дневниковые записи Р. Шумана сообщают об этом до 17 февраля 1854 г.; затем подобные записи больше не встречаются. 27 февраля он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн с понтонного моста, но был спасён; 4 марта 1854 г. Роберта поместили в больницу в Энденихе близ Бонна. Клара в это время была беременна Феликсом, и врачи не рекомендовали ей видеться с мужем в его достойном сожаления состоянии.
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор