Шэнь Чжоу: биография
Историки искусства видят заслугу Шэнь Чжоу в том, что в то время как в минской живописи доминировали стили поздней Сун, он возродил искусство Четырёх великих мастеров эпохи Юань, и ввёл в широкое употребление их приёмы работы кистью и общей организации картины. Это был своего рода переворот. Именно эти принципы в первую очередь отличают «школу У» от «школы Чжэ». Однако художник апеллировал также к творчеству Ми Фэя, его сына Ми Южэня, и даже к более ранним Дун Юаню и Цзюй Жаню. Шэнь Чжоу продолжил традицию поэтических надписей на картине, позволяющих художнику дополнительно выразить свои чувства. Сочетание монохромного пейзажа, каллиграфии и поэтических излияний художника усиливало воздействие произведения на зрителя.
В возрасте от сорока до шестидесяти лет Шэнь Чжоу продолжал работать в кругу тех принципов, которым учился у своих любимых художников, перечисленных выше, но каждый раз, имитируя их манеру, он добавлял что-то своё. После шестидесяти лет наработанную технику он трансформировал в собственный стиль. Его поздние работы — «Пейзаж в манере Дуна и Цзюя»(1473 г., Гугун, Пекин), отсылающий зрителя к Дун Юаню и Цзюй Жаню, «Пейзаж в манере Ни Цзаня» (1479 г., Гугун, Пекин), "Копия «Жилища в горах Фучунь» Хуан Гунвана (1487г) — все эти свитки демонстрируют, как используя старые элементы картин и приёмы работы кистью Шэнь Чжоу создает современные и вполне самостоятельные вариации. В одной из своих последних работ — свитке длиною почти 9 метров «Пейзажи Цанчжоу», художник использует технические приёмы всех Четырёх великих мастеров Юань в безукоризненной комбинации, что является свидетельством полного овладения их творческими секретами. Возможно, он поступил так, чтобы придать свитку визуальное разнообразие и вызвать дополнительный зрительский интерес, но в итоге «узоры», созданные игрой кисти, своей самоценностью перевешивают сам ландшафт. В надписи на свитке он критически высказывается о тех своих современниках, которые изучают Дун Юаня и Цзюй Жаня и в то же время стремятся избежать правдивого отображения пейзажа. Его призывы к овладению разными манерами старых мастеров пейзажа помогли художникам позднего периода династии Мин воплощать форму без ущерба для содержания.
Искусно сочетая стихи, эссе, каллиграфию и живопись Шэнь Чжоу писал горы и реки родных мест, сады и парки своих знакомых и близких, собрания и вечеринки своих друзей, и выражал своё отношение ко всем сторонам жизни. Эти произведения не являлись натуралистическими зарисовками происходящих событий, скорее они выражали мысли и чувства художника традиционным для искусства интеллектуалов образом. Благодаря усилиям Шэнь Чжоу живопись учёных (вэнжэньхуа) постепенно обрела значительно более широкую аудиторию, чем ранее.
Одной из излюбленных тем художника было изображение поэта наедине с природой; он неоднократно и в разных вариациях обращался к этой теме. Его очень занимал волнующий момент единения человека и природы, порождающий поэтические чувства. Например, на альбомном листе «Чтение среди осенней природы» (Гугун, Пекин) он изобразил самого себя с книгой на фоне пейзажа. Созерцательное настроение картины развивается в его поэтической надписи: «Высокие деревья под западным ветром теряют листья. Я расстегнул ворот своей одежды. Я сижу, пропуская мимо себя время. Бездумно поворачиваюсь спиной к осеннему ручью. Я не оканчиваю моего чтения. Мой дух ушёл блуждать к небесам, кто может его узнать?».
Шэнь Чжоу с удовольствием работал и в жанре «цветы-птицы», более того, он занимает видное место в развитии этого жанра в рамках живописи учёных. Его произведения с этой тематикой в виде альбомов или отдельных листов довольно многочисленны. Например, на листе из Музея искусств, Детройт «Гранат и люфа» строгими мазками туши изображены ветви граната, и нежными размывами голубоватой краски листья и стебель люфы. Рисунок сопровождает поэма, написанная учёным и государственным деятелем Ван Ао. Этот лист в качестве подарка предназначался их общему другу У Чуньхуну. Как обычно в подарочном произведении есть скрытый символический смысл — плод граната, с лопнувшей кожурой, под которой видны семена, является намёком на плодородие, продолжение рода, и выражает пожелание господину У Чуньхуну обрести долгожданного сына. Шэнь Чжоу часто любил изображать отдельную птицу или отдельный цветок — это придавало его произведениям особую простоту и чистоту. Он также любил накладывать краски в несколько слоёв, и это придавало его произведениям необычную рельефность.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник