Исаак Ильич Левитан: биография
Год спустя Левитан смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться на Волгу, которую художник знал по картинам своего любимого учителя Саврасова. Однако Волга встретила живописца неприветливо. Погода стояла холодная и пасмурная, а река показалась Левитану мертвой и тоскливой. Весной следующего, 1888 года, Левитан повторил свое путешествие, но уже совместно со своими друзьями и коллегами А. Степановым и С. Кувшинниковой. До Нижнего Новгорода они спустились на пароходе по Оке, а далее поднялись вверх по течению Волги. Поразившись красотам маленького волжского городка Плес, художники решили задержаться в нем для работы. В результате Левитан потом трижды посещал летом этот город и очень продуктивно работал здесь с 1888 по 1890 годы. Результатом этих поездок стали более двухсот работ, с которых и началась известность Левитана в России. Кстати, любовь художника к этой местности имела и другую сторону – Плес стал пользоваться исключительной популярностью среди пейзажистов. Одна из картин, созданная Левитаном в тот период, – «Над вечным покоем» – была объявлена критиками «самой русской» картиной из всех, созданных на русской земле.
Зимой 1889 – 1990 годов Левитан отправился за границу, посетив Италию и Францию. С огромным интересом он отнесся к парижской Всемирной выставке и особенно к ретроспективной экспозиции барбизонской художественной школы и произведениям импрессионистов.
Весной 1891 года Исаак Левитан получает членство в «Товариществе передвижных художественных выставок». Тогда же знаменитый московский меценат и покровитель искусств Сергей Морозов увлекается его живописью и предоставляет живописцу возможность работать в удобной мастерской, расположенной в Трехсвятительском переулке. Годом позже Левитан закончил работу над картиной «Осень» и выставил ее наряду с картинами «У омута», «Октябрь» и «Лето» на двадцатой «Передвижной выставке».
В это же время начинается очередное гонение на евреев в Москве, и Исаак Левитан, как не прошедший обряд крещения, был вынужден в двадцать четыре часа покинуть Москву. Художник поселяется в Тверской губернии, а затем переезжает во Владимирскую. Хлопоты друзей в это время принесли свой результат, и знаменитому пейзажисту дозволяется вернуться в Москву – как «исключительный случай».
В том же 1892 году Левитан рассорился с Чеховым. Произошло это по той причине, что Антон Павлович в сюжете своего рассказа «Попрыгунья» использовал моменты отношений ученицы художника, Софьи Кувшинниковой, со своим мужем, врачом Дмитрием Кувшинниковым, и со своим учителем, Левитаном. Тем не менее, в каком-то смысле Чехов словно в воду смотрел. Летом 1893 года Левитан работает в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии, а уже следующим летом приезжает в эти места с Софьей Кувшинниковой. Здесь суждено было разыграться любовной драме, участницей которой стала жена заместителя градоначальника Санкт-Петербурга – Турчанинова Анна Николаевна. У Анны и Исаака вспыхнул роман, а не сумевшая сдержать своих чувств Софья уехала в Москву и никогда более с Левитаном не встречалась… Однако самым пикантным в этой истории оказалось то, что в Левитана безумно влюбилась дочь Анны Николаевны. Подобные страсти стали темой долгих разговоров в окружающих имениях и отравили художнику последние годы жизни.
Впрочем, в романе были и положительные стороны – Левитан переселился в имение Турчаниновых. Это еще больше повысило накал сплетен, но зато у живописного озера Анна Николаевна построила в качестве мастерской для любимого двухэтажное здание – потому что в барском доме не было достаточно большого помещения для художника. Позже эта мастерская, которую в шутку именовали «синагогой», дотла сгорела во время пожара.
В начале 1895 года писательница Щепкина-Куперник сумела примирить Левитана и Чехова – и дружба писателя с художником возобновилась, но прежние, очень близкие и доверительные отношения между друзьями, все же остались в прошлом. В том же году Исаак Ильич до середины марта путешествовал по Франции и Австрии.
Однако периоды упорной работы, когда Левитан буквально за несколько сеансов создавал потрясающие полотна, сменялись сильнейшей черной меланхолией. В 1895 году художник совершил 21 июля совершенно театральную попытку самоубийства. Даже близкие друзья оценили этот его поступок как трагическую комедию. По просьбе художника, переданной через Анну Турчанинову, к нему приехал Чехов. Потрясенный писатель пять дней гостил у Левитана и утешал его, но по возвращении домой написал пьесу «Чайка» и рассказ «Дом с мезонином», что, разумеется, вызвало очередную обиду Левитана. Впрочем, работать художнику не мешало ничто – в августе Левитан пишет «Ненюфары», а осенью пейзаж на реке Съежа – «Золотая осень». Эти картины и картину «Март» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.
В 1896 году вместе с Александром Поповым и Виктором Симовым Исаак Ильич принял участие в одесской выставке. Сразу после этого он на несколько недель отправился в Финляндию, где работал над картинами, передающими самую душу этой суровой холодной страны: «Крепость. Финляндия», «Море. Финляндия», «Скалы. Финляндия», «Сумерки. Финляндия». В этом же году Левитан заболел тифом, и в результате у него резко обострилась сердечная недостаточность. Для поправки здоровья весной 1897 года Левитан отправился в Италию, в городок Курмайор неподалеку от Монблана.
Годом позже, в 1898, Левитан становится академиком пейзажной живописи и начинает преподавать в родном училище. Появляется у Исаака Ильича и новая мечта – о создании «Дома пейзажей», большой мастерской, где могли бы совместно и свободно работать лучшие русские пейзажисты.
Зимой 1899 года по настоянию врачей Левитан уехал в Ялту. Там находился тогда и Чехов, но между друзьями легла тень непонимания. К тому же Исаак Ильич уже постоянно жаловался на боли в сердце и часто заводил разговоры о близкой смерти. И ни курорт, ни упорные прогулки с тяжелой тростью художнику не помогли. Левитан возвратился в Москву, где уже практически не покидал своего дома.
Великий русский пейзажист умер утром 22 июля 1900 года, не дожив месяца до своего сорокалетия.
В его мастерской, расположенной в Трехсвятительском переулке, осталось более трехсот этюдов и сорок незаконченных картин. 25 июля Исаак Ильич Левитан был предан земле на еврейском кладбище, неподалеку от Дорогомилово. Спустя два года его брат Авель установил на могиле памятник. А 22 апреля 1941 года по решению советского правительства прах художника Исаака Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и предали земле по соседству с могилой Чехова.
Исаак Левитан был не просто художником русского пейзажа – он стал основоположником целого жанра живописи, который теперь именуется «пейзаж настроения».
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник