Поделиться:

О знаменитости

Исаак Ильич Левитан: биография


Год спустя Левитан смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться на Волгу, которую художник знал по картинам своего любимого учителя Саврасова. Однако Волга встретила живописца неприветливо. Погода стояла холодная и пасмурная, а река показалась Левитану мертвой и тоскливой. Весной следующего, 1888 года, Левитан повторил свое путешествие, но уже совместно со своими друзьями и коллегами А. Степановым и С. Кувшинниковой. До Нижнего Новгорода они спустились на пароходе по Оке, а далее поднялись вверх по течению Волги. Поразившись красотам маленького волжского городка Плес, художники решили задержаться в нем для работы. В результате Левитан потом трижды посещал летом этот город и очень продуктивно работал здесь с 1888 по 1890 годы. Результатом этих поездок стали более двухсот работ, с которых и началась известность Левитана в России. Кстати, любовь художника к этой местности имела и другую сторону – Плес стал пользоваться исключительной популярностью среди пейзажистов. Одна из картин, созданная Левитаном в тот период, – «Над вечным покоем» – была объявлена критиками «самой русской» картиной из всех, созданных на русской земле.

Зимой 1889 – 1990 годов Левитан отправился за границу, посетив Италию и Францию. С огромным интересом он отнесся к парижской Всемирной выставке и особенно к ретроспективной экспозиции барбизонской художественной школы и произведениям импрессионистов.

Весной 1891 года Исаак Левитан получает членство в «Товариществе передвижных художественных выставок». Тогда же знаменитый московский меценат и покровитель искусств Сергей Морозов увлекается его живописью и предоставляет живописцу возможность работать в удобной мастерской, расположенной в Трехсвятительском переулке. Годом позже Левитан закончил работу над картиной «Осень» и выставил ее наряду с картинами «У омута», «Октябрь» и «Лето» на двадцатой «Передвижной выставке».

В это же время начинается очередное гонение на евреев в Москве, и Исаак Левитан, как не прошедший обряд крещения, был вынужден в двадцать четыре часа покинуть Москву. Художник поселяется в Тверской губернии, а затем переезжает во Владимирскую. Хлопоты друзей в это время принесли свой результат, и знаменитому пейзажисту дозволяется вернуться в Москву – как «исключительный случай».

В том же 1892 году Левитан рассорился с Чеховым. Произошло это по той причине, что Антон Павлович в сюжете своего рассказа «Попрыгунья» использовал моменты отношений ученицы художника, Софьи Кувшинниковой, со своим мужем, врачом Дмитрием Кувшинниковым, и со своим учителем, Левитаном. Тем не менее, в каком-то смысле Чехов словно в воду смотрел. Летом 1893 года Левитан работает в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии, а уже следующим летом приезжает в эти места с Софьей Кувшинниковой. Здесь суждено было разыграться любовной драме, участницей которой стала жена заместителя градоначальника Санкт-Петербурга – Турчанинова Анна Николаевна. У Анны и Исаака вспыхнул роман, а не сумевшая сдержать своих чувств Софья уехала в Москву и никогда более с Левитаном не встречалась… Однако самым пикантным в этой истории оказалось то, что в Левитана безумно влюбилась дочь Анны Николаевны. Подобные страсти стали темой долгих разговоров в окружающих имениях и отравили художнику последние годы жизни.

Впрочем, в романе были и положительные стороны – Левитан переселился в имение Турчаниновых. Это еще больше повысило накал сплетен, но зато у живописного озера Анна Николаевна построила в качестве мастерской для любимого двухэтажное здание – потому что в барском доме не было достаточно большого помещения для художника. Позже эта мастерская, которую в шутку именовали «синагогой», дотла сгорела во время пожара.

В начале 1895 года писательница Щепкина-Куперник сумела примирить Левитана и Чехова – и дружба писателя с художником возобновилась, но прежние, очень близкие и доверительные отношения между друзьями, все же остались в прошлом. В том же году Исаак Ильич до середины марта путешествовал по Франции и Австрии.

Однако периоды упорной работы, когда Левитан буквально за несколько сеансов создавал потрясающие полотна, сменялись сильнейшей черной меланхолией. В 1895 году художник совершил 21 июля совершенно театральную попытку самоубийства. Даже близкие друзья оценили этот его поступок как трагическую комедию. По просьбе художника, переданной через Анну Турчанинову, к нему приехал Чехов. Потрясенный писатель пять дней гостил у Левитана и утешал его, но по возвращении домой написал пьесу «Чайка» и рассказ «Дом с мезонином», что, разумеется, вызвало очередную обиду Левитана. Впрочем, работать художнику не мешало ничто – в августе Левитан пишет «Ненюфары», а осенью пейзаж на реке Съежа – «Золотая осень». Эти картины и картину «Март» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

В 1896 году вместе с Александром Поповым и Виктором Симовым Исаак Ильич принял участие в одесской выставке. Сразу после этого он на несколько недель отправился в Финляндию, где работал над картинами, передающими самую душу этой суровой холодной страны: «Крепость. Финляндия», «Море. Финляндия», «Скалы. Финляндия», «Сумерки. Финляндия». В этом же году Левитан заболел тифом, и в результате у него резко обострилась сердечная недостаточность. Для поправки здоровья весной 1897 года Левитан отправился в Италию, в городок Курмайор неподалеку от Монблана.

Годом позже, в 1898, Левитан становится академиком пейзажной живописи и начинает преподавать в родном училище. Появляется у Исаака Ильича и новая мечта – о создании «Дома пейзажей», большой мастерской, где могли бы совместно и свободно работать лучшие русские пейзажисты.

Зимой 1899 года по настоянию врачей Левитан уехал в Ялту. Там находился тогда и Чехов, но между друзьями легла тень непонимания. К тому же Исаак Ильич уже постоянно жаловался на боли в сердце и часто заводил разговоры о близкой смерти. И ни курорт, ни упорные прогулки с тяжелой тростью художнику не помогли. Левитан возвратился в Москву, где уже практически не покидал своего дома.

Великий русский пейзажист умер утром 22 июля 1900 года, не дожив месяца до своего сорокалетия.

В его мастерской, расположенной в Трехсвятительском переулке, осталось более трехсот этюдов и сорок незаконченных картин. 25 июля Исаак Ильич Левитан был предан земле на еврейском кладбище, неподалеку от Дорогомилово. Спустя два года его брат Авель установил на могиле памятник. А 22 апреля 1941 года по решению советского правительства прах художника Исаака Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и предали земле по соседству с могилой Чехова.

Исаак Левитан был не просто художником русского пейзажа – он стал основоположником целого жанра живописи, который теперь именуется «пейзаж настроения».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора