О знаменитости
Абу Саид Бахадур-хан: биография
С Золотой Ордой, другим традиционным врагом Хулагуидов, отношения оставались столь же враждебными как и прежде. После вторжения 1319 года и поражения от Абу Са’ида и Чобана на Куре, Узбек-хан продолжал беспокоить ильхана при первой возможности. Если верить поздним мамлюкским авторам, он состоял в переписке с Ясавуром и сделал неудачную попытку оказать помощь Курумиши и Иринчину. В 1320 году Абу Са’ид был вынужден послать войска, чтобы изгнать из Грузии Газана, брата Узбек-хана. При следующем вторжении золотоордынской армии в 1325 году Чобан совершил ответный набег через Дербентские ворота и опустошил вражескую территорию до Терека. В самом конце правления Абу Са’ида Узбек-хан снова предпринял наступление на Кавказе, и ильхан провёл последние дни жизни в походе.
Личность. Религиозная политика
[Клянусь] чистой сутью божества, давшего мне шахство,
Если ты присмотришься к радости и грусти мира, то увидишь, что это ветер.
Во-вторых, паства ислама дала мне кусок хлеба.
Которому радуется чистая душа правоверных.
Приди к Египту моего сердца, чтобы увидеть Дамаск моей души,
Желание моего сердца парит в воздухе Багдада.
Ибн Баттута, видевший юного Абу Са’ида в Багдаде, называет его «наиболее прекрасным из Божьих творений». Ибн Тагриберди он описан как «храбрый и блистательный князь величественного вида, великодушный и остроумный». Похоже, что ильхан имел высокую репутацию среди современников, которыми описан как культурный правитель, одинаково хорошо владевший как монгольским, так и арабским письмом. Он достиг мастерства как музыкант, а кроме того, единственный из ильханов, слагал на персидском стихи, один из которых, написанный в форме дубейти, приводит аль-Ахари в Тарих-и шейх Увейс. Абу Са’ид, согласно тому же автору, с удовольствием проводил время в беседах с учёными улемами. В противоположность шиитским симпатиями Олджейту он был приверженцем ортодоксального ислама, и на монетах снова появились имена четырёх праведных халифов.
Отношение ильхана к христианству трудно оценить однозначно. С одной стороны, он, по сообщению Сафади, уничтожил церкви в Багдаде и активно поощрял обращение в ислам. С другой стороны, начало его правления ознаменовано созданием папой Иоанном XXII архиепископства Сольтание (1318), и западные монахи-путешественники, такие как Журден де Северак, не приводят свидетельств, что ильхан препятствовал миссионерской деятельности. В основе религиозной терпимости в некоторых случаях могли лежать экономические мотивы. Например, при заключении в 1320 г. коммерческого договора с Венецией европейцам была гарантирована возможность строить свои молельни в персидских городах.
Смерть. Итоги правления
Абу Са’ид скончался 30 ноября 1335 года в Карабахе во время похода против золотоордынского Узбек-хана, вторгшегося на Кавказ. Сообщается, что он был отравлен Багдад-хатун, которой в последнее время пренебрегал, увлекшись её племянницей Делшад-хатун, дочерью Димишк-ходжи. У Багдад-хатун, однако, были более веские причины ненавидеть ильхана: он уничтожил её отца и братьев, разлучил с мужем.
После смерти Абу Са’ида, не оставившего наследника, начался распад государства. Марионеточные ильханы возводились на престол соперниками Хасанами, прозванными Большим и Малым, — основателями новых династий Джалаиридов и Чобанидов.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
хан Золотой Орды, потомок Чингисхана
монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды
французская королева, жена Людовика XIII
российская императрица из династии Романовых
московский князь
французская королева
королева Англии, жена Генриха VIII
первый русский князь, основатель династии Рюриковичей