Биография
Родился в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Украинец. Отец — Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать — Полина Феофановна. В 1931 году семья Бурденюк переезжает в Свердловск. В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил фабрично-заводскую школу №11.
Служба в рядах Красной Армии
- В 1938 году поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году по окончании обучения, получил звание «лейтенант».
- 164-й авиационный полк 1 -и резервной авиационной бригады Орловского военного округа (июль 1940 — октябрь 1940). В это время Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф
- С октября 1940 года — штурман 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии
- Штурман 4-й эскадрильи 207-го авиаполка (24 мая — 23 июня 1941), экипаж Н. Гастелло
- Штурман 2-й эскадрильи 207-го авиаполка (с 24 июня 1941), экипаж Н. Гастелло
Гибель
26 июня 1941 на ДБ-3Ф при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, штурманом которого был Анатолий Бурденюк, был подбит. Вместе с ним погибли все члены экипажа: капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной версии времен СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак и командир корабля Николай Гастелло направил горящий самолёт на вражескую колонну.
Гибель А. Бурденюка: версии и факты
Таран экипажем Гастелло немецкой механизированной колонны вскоре получил широкую огласку. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды вплоть до развала СССР. Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоено звание «Герой Советского Союза», его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время, члены экипажа Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. В 1958 году благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа Анатолий Акимович Бурденюк, А. Калинин и Г. Скоробогатый стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени.
Эксгумация предполагаемого захоронения экипажа Гастелло
Долгое время считалось, что экипаж Гастелло совершил свой знаменитый таран возле деревни Декшняны, расположенной недалеко от посёлка городского типа Радошковичи. В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы экипажа Гастелло. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи сослуживцев Скоробогатого — командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Эта информация была засекречена и на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы экипажа Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи перестройки, когда они впервые проникли в СМИ.