Поль Бурже: биография
В «Mensonges» Бурже пытливым и бесстрастным ножом анализа раскрывает всю ложь, на которой построена жизнь людей, лишенных идеала. Целая галерея современных, сложных по своей психологии типов выведена в этом поистине глубоком произведении. Центр романа — «светская женщина» (M-me Mor?nes), всецело занятая культом самой себя и своей красоты. Она мирится с целой сетью лжи, вовлекая туда и чистого юношу-поэта, которого она отчасти любит, но больше ради новизны незнакомой ей до того романтической любви, а не ради его самого. Другой тип растленной беспринципной души — Клод Ларше, у которого, однако же, не вовсе исчезло в душе понимание добра. Вечным анализом он довел себя до ясного понимания лжи и грязи своей жизни, своей любви к презираемой им женщине; но в душе его нет положительных верований и убеждений, и, презирая себя, он с особым сладострастием следит за тем, как все ниже падает его нравственная личность. Ярким продуктом царства лжи в романе Бурже является также барон Дефорж, друг M-me Mor?nes, оплачивающий ее туалеты и бриллианты. Все нравственные стремления и сомнения заменены в его душе холодным, расчетливым эгоизмом, жаждущим в жизни лишь одного — возможно большего комфорта. Измена M-me Mor?nes его не волнует; в разыгравшейся драме он из всех участвующих считает себя наиболее счастливым, так как он требует от жизни лишь комфорта, а от любовницы — только физической красоты, в то время как другие терзаются ложью жизни, не будучи в состоянии удалить ее из своего существования.
В рассмотренных романах Бурже — психолог, занятый исследованием явлений душевной жизни, а не их оценкой; особенность их — тщательность анализа. Каждое чувство анатомируется как на секционном столе; целые страницы посвящены рассмотрению всех разнообразных причин, побудивших M-me Mor?nes, не любя Ренэ, назначать ему свидания, или описанию сложного чувства, которое влекли К. Ларшэ к Колетте. Но Бурже, унаследовав от Стендаля силу анализа, внес в свои произведения новый элемент, заимствованный, по-видимому, у русских романистов и в особенности у Достоевского. Мы говорим о так называемом r?ligion de la souffrance humaine, то есть преклонении перед страданием и вере в его очистительную силу. Это черта не всегда искренняя у Бурже — в «Crime d’amour», например, она совсем деланная и как бы приделана для эффектного конца; но она свидетельствует о серьёзном отношении к нравственным задачам. Бурже — моралист; он верит в совершенствование человека и ищет средств для врачевания зла в жизни. Теория всеврачующей силы страдания у него навеяна извне; но он искренен и самобытен, как моралист, в «Disciple», наделавшем так много шуму при своем появлении. В этом романе Бурже решает утвердительно вопрос об ответственности ученых за последствия своих нравственных теорий. Он предостерегает молодежь от излишнего скептицизма и от эгоизма, пользующегося своими силами только для личного благосостояния. «Disciple», несмотря на крупные недостатки, подкупает горячим стремлением автора уврачевать зло бездушных научно-нравственных учений. Последняя книга Бурже «Nouv. pastels», заключает несколько рассказов в высшей степени изящных и тонких; особенно поэтичен рассказ «Un Saint», где Бурже обнаруживает глубокое знание искусства и разных европейских музеев.
Сочинения
Из произведений Бурже на русском языке имеются: «Андрэ Корнели» («Северный Вестник», 1887, 1-3); «О Тургеневе» («Северный Вестник», 1887, 1), «Тэн» («Русская Мысль», 1887, № 7); «В сетях лжи» («Наблюдатель», 1888, 1-3) или «Ложь» («Северный Вестник», 1888, 1- 5); «Очерки современной психологии. Этюды о выдающихся писателях нашего времени» с характеристикой Жюля Леметра (перевод Э. Ватсона, СПб., 1888); «Ученик» («Северный Вестник», 1889, 4, 6 и 7); «Алина. Рождественский рассказ» («Русская Мысль», 1889, 12); «Сердце Женщины» («Северный Вестник», 1890); «Очерки парижских нравов» (СПб., 1891); о его романе «Le disciple» появилось несколько статей, между прочим, в «Вестнике Европы» (1889 г., № 10), «Пантеоне Литературы», «Неделе» и "Русских Ведомостях (1890 г., статья Н. К. Михайловского).
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт