Поделиться:

О знаменитости

Фелицата Виржиния Гюллень-Сор: биография


Фелицата Виржиния Гюллень-Сор биография, фото, истории - балерина, балетмейстер, балетный педагог
День рождения 09 марта 1805

балерина, балетмейстер, балетный педагог

Биография

Отец — известный французский танцовщик и балетмейстер Ж. Гюллень (ученик Ж. Ж. Новерра), который был её первым балетным учителем; затем её педагогом стал прославленный классический танцовщик Ж. Ф. Кулон (фр. Jean-Fran?ois Coulon).

В 1812 году дебютировала в парижской Опере, очень скоро заявив о себе как о талантливой танцовщице. Она исполняла чаще всего лирико-комедийные роли, требовавшие выразительной пантомимной игры.

В 1816 году вместе с семьёй переехала в Лондон, там она вышла замуж за известного гитариста и композитора Ф. Сора (Fernando Sor) (1778—1839). Выйдя замуж, балерина не изменила своему псевдониму, взятому ещё её отцом, а дополнила фамилией мужа, став Гюллень-Сор (фр. Hullin Sor). Супруги представляли собой чету знаменитостей: он — виртуозный гитарист и композитор, она — прима балета.

В эти же годы в России стремительно шло развитие театрального искусства; европейских профессионалов приглашали работать в Императорские театры Российской империи, суля огромные гонорары и предоставляя широкие творческие возможности. Молодая танцовщица получает приглашение от Ф. Ф. Кокошкина возглавить московскую балетную труппу. И в 1823 году чета Соров, вместе с еще одним французским танцовщиком, тоже приглашенным Кокошкиным, Жозефом Ришаром, отправилась в Москву. К этому времени Фернандо Сор уже приобрел немалую известность в Европе, и решение отправиться в Россию было принято по настоянию жены. О его работе в Москве известно немного. Через три года, в 1827 году (или через два, в 1826 году), он покинул Москву, решив прожить остаток жизни в Париже; он еще много выступал в разных городах Европы с концертами и пользовался немалой славой в европейских музыкальных кругах. Карьера же Фелицаты Гюллень-Сор навсегда осталась связана с Россией и Москвой, где она прожила до конца своих дней, приняв российское подданство; вся ее дальнейшая судьба была неразрывна с историей Московского балета: сразу покорив своим искусством русскую рублику, она стала танцовщицей, балетмейстером и педагогом.

Известный литератор С. Т. Аксаков восторженно писал о её исполнении: «Она восхитила нас, мы ни в ком не видывали такого счастливого соединения силы и приятности, чистоты и выразительности. Все движения её исполнены жизни». Журнал «Вестник Европы» (1823, октябрь, № 18) отмечал: «Госпожа Гюллень-Сор смело выдержит сравнение с нашими ученицами Терпсихоры, которые, однако ж, и сами не испугаются сравнения в некоторых пунктах, хотя, впрочем, они же не сочтут излишним кое-что и перенять у парижской гостьи…»

Когда французская пара прибыла в Москву, здание Большого театра ещё только строилось, и представления давались на небольших площадках, где выступали артисты московской императорской труппы, в частности в Театре на Моховой (флигель дома Пашкова), в особняке на Знаменке и попросту где придётся — в домах русской аристократии, в которых нередко строились залы со сценами и имелись собственные крепостные труппы. Прибыв в Москву, балерина включилась в работу Московской императорской труппы, она исполняла заглавные партии и вскоре проявила себя как балетмейстер, став первой в России женщиной-балетмейстером. Она совместно с артистом московской балетной труппы И. К. Лобановым поставила балет на музыку мужа «Сандрильона», по сюжету известной сказки о Золушке, взяв за основу хореографию Ф. Альбера (в постановке Альбера она сама исполняла главную роль). Премьера прошла 31 января 1824 в Театре на Моховой. В день открытия московского Большого театра, 6 января 1825 года, этот балет шел вторым отделением вместе со специально поставленным представлением-прологом «Торжество муз», шедшим в первом отделении и где Гюллень-Сор исполняла роль музы Терпсихоры. Об этом писал музыкальный критик В. Одоевский: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе». Такая высокая оценка балета немало говорит о его уровне и возможностях постановщиков. На следующий день, 7 января 1825 года, та же самая программа была повторена.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора