В 1997 году причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата.
Семья и образование
Родился в семье священника. Окончил Воронежское уездное училище, Орловскую духовную семинарию (1819), Киевскую духовную академию со степенью магистра (1823). Ещё со время учёбы в академии проявил себя талантливым проповедником. По данным митрополита Мануила (Лемешевского), будущий архиерей уже в юности проявлял свои выдающиеся способности:
Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
Доктор богословия (1829).
Биография
- С 29 декабря 1823 — иеромонах.
- С 31 декабря 1840 — епископ Харьковский и Ахтырский.
- С 16 марта 1826 — архимандрит.
- С 1823, одновременно, был ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
- С 27 августа 1830 — ректор и профессор богословия Киевской духовной академии.
- С 10 декабря 1824 — бакалавр богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
- С 28 августа 1823 — инспектор и профессор церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии.
- С 2 сентября 1825 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.
- 10 декабря 1823 был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.
- С 24 февраля 1848 — архиепископ Херсонский и Таврический.
- С 15 апреля 1845 — архиепископ.
- С 1 марта 1840 — епископ Вологодский и Устюжский.
- С 6 января 1826 — экстраординарный профессор богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
- С 3 октября 1836 — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, управляющий Киево-Михайловским монастырём. При этом остался в должности ректора Киевской духовной академии.
Учёный и педагог
Во время преподавания в Санкт-Петербурге и Киеве владыка Иннокентий проявил себя выдающимся профессором. В его биографии, опубликованной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что
он ввёл новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к учёным занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов.
Был руководителем группы профессоров Киевской духовной академии, занимавшейся составлением «Догматического сборника», в котором была дана характеристика православного вероучения со времени возникновения церкви — этот труд использовался в качестве учебного пособия для студентов. Научная деятельность владыки Иннокентия вызывало негативное отношение со стороны наиболее консервативных церковных деятелей, что повлекло за собой «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся, однако, его полным оправданием. Одна из его наиболее известных книг — «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» — была признана слишком «либеральной», в связи с чем не переиздавалась в течение 30 лет (в 1991 она стала первой книгой святителя, переизданной в современный период отечественной истории).