Эдвард Эстлин Каммингс: биография
Первый сборник стихов Каммингса — «Тюльпаны и дымоходы» (Tulips and Chimneys, 1923) — впервые познакомил публику с «фирменным стилем» поэта, который характеризуется намеренно искажённой грамматикой и пунктуацией, как, например, в стихотворении «a leaf falls loneliness»:
l(a
le
af
fa
ll
s)
one
l
iness
Некоторые из самых известных стихов Каммингса не отличаются необычной типографикой, но, несмотря на это, несут на себе отпечаток его неповторимого стиля. Каммингс очень часто произвольно изменял принятый в английском языке порядок слов в предложении. В результате на свет появлялись такие знаменитые строки, как «why must itself up every of a park…» или «they sowed their isn’t». В некоторых стихах Каммингс намеренно искажает правописание английских слов. Кроме того, он весьма изобретательно использует составные слова, например, «mud-luscious» («грязно-сладкий»).
Многие стихи Каммингса имеют острую социальную окраску и высмеивают недостатки общественного устройства, но при этом поэт не был чужд романтизма: очень часто в его стихах воспеваются любовь, дружба и иные формы человеческих отношений.
Каммингса часто обвиняли в том, что, выработав уникальный стиль, он остановился в своём творческом развитии. Тем не менее, критики отмечают, что, несмотря на застой в техническом плане, содержание стихов Каммингса со временем становилось всё более значительным.
Каммингс как художник
Сам Каммингс считал себя художником в не меньшей степени, чем поэтом и писателем — особенно в последние годы жизни, проведённые в Нью-Хэмпшире, когда он часто днём занимался живописью, а ночью писал стихи.
В 1920-х годах и позже Каммингс последовательно относил себя к числу последователей кубизма, дадаизма и сюрреализма. Особенно ему нравились работы Пабло Пикассо.
Впервые Каммингс получил признание как художник благодаря рисункам и карикатурам, в 20-е годы публиковавшимся в литературном журнале Dial. Позже он стал известен и как живописец. Каммингс также опубликовал сборник работ, выполненных углём, тушью, маслом, пастелью и акварелью, в 1931 году.
Список выставок
В течение жизни Каммингс участвовал во многих художественных выставках, включая:
- Две картины на выставке в Нью-Йоркском обществе независимых художников (1919, 1920)
- Выставка живописи в Нью-Йоркской галерее живописцев и скульпторов (1931)
- Выставка в клубе Kokoon, Кливленд, штат Огайо (1931)
- Выставка картин и акварелей в Американской британской художественной галерее, Нью-Йорк (1944)
- Выставка картин, акварелей и этюдов в Рочестере, штат Нью-Йорк (1945)
- Выставка картин и акварелей в Американской британской художественной галерее, Нью-Йорк (1948)
Премии
В течение жизни Э. Э. Каммингс был удостоен многочисленных литературных премий и наград. В их числе:
- Премия журнала Dial (1925)
- Гуггенхаймовская премия (1933)
- Премия имени Перси Биши Шелли за вклад в развитие поэзии (1944)
- Премия Хэрриэт Монро от журнала Poetry (1950)
- Почётное членство в Американской академии поэтов (1950)
- Гуггенхаймовская премия (1951)
- Почётный профессор Гарварда (1952—1953)
- Боллингенская поэтическая премия (1958)
- Премия Бостонского фестиваля искусств (1957)
- Двухгодичный грант Фонда Форда (1959)
Библиография
- The Enormous Room (1922)
- Tulips and Chimneys (1923)
- & (1925) (самиздат)
- XLI Poems (1925)
- is 5 (1926)
- HIM (1927) (пьеса)
- ViVa (1931)
- Eimi (1933)
- No Thanks (1935)
- Collected Poems (1938)
- 50 Poems (1940)
- 1 ? 1 (1944)
- Xaipe: Seventy-One Poems (1950)
- i: six nonlectures (1953)
- Poems, 1923—1954 (1954)
- 95 Poems (1958)
- 73 Poems (1963) (посмертно)
- Fairy Tales (1965) (посмертно)
Каммингс в России
Основные опубликованные переводы Каммингса на русский язык принадлежат Владимиру Британишскому. Эти переводы, понемногу печатавшиеся с 1975 г., изданы отдельным томом в 2004 г.: Каммингс Э. Э. Избранные стихотворения в переводах Владимира Британишского. — М.: Журнал «Итака»; Журнал «Комментарии», 2004. ISBN 5-85677-003-X (с параллельными текстами на русском и английском языках).
Изящные стилизации характерных для поэзии Каммингса 1920-х гг. разрывов словесной ткани на фрагменты из нескольких букв встречаются в стихах Алексея Верницкого 1990-х гг.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт