Поделиться:

О знаменитости

Григорий Капелян: биография


Литературное творчество

Первый «взрослый» рассказ Г.Капелян написал в 17 лет. В это время молодой автор был увлечен творчеством символистов, и, поступая на скандинавское отделение филологического факультета Университета, изучал Ибсена, Гамсуна и др. Но предпочтение тогда и до сих пор отдает поздней прозе Чехова. В конце 60-х годов происходит встреча Григория Капеляна и Вильяма Бруя, молодого ленинградского художника-абстракциониста, которая переходит в многолетнюю дружбу и творческий союз. В 1969 году Капелян под псевдонимом Д-р Грабов пишет «Текст, непредназначеный для чтения» для авторской книги с офортами Вильяма Бруя «Ex Adverso», которая была напечатана в 9 экземплярах. Количество было обусловлено тем, что, по советским законам, 10 экземпляров чего угодно подлежало прохождению через цензуру. Позднее, в 2009 году, в связи с выставкой В.Бруя в Русском музее её куратор Александр Боровский напишет:

«Офорты Ех Adverso сложились в изысканную рафинированную авторскую книгу, концепт которой был задуман Бруем совместно с Г.Капеляном (Доктор Грабов, написавший „междусловие“). Книга артикулировала свою визуальную самодостаточность: „текст, не предназначенный для чтения, свидетельствует своё отсутствие“. Для того времени, видимо, манифестация самодостаточности, дадаистской алогичности была важна, хотя бы как оппозиция незыблемой у нас традиции функциональности книжного оформления.»

Наталия Хлебцевич и Григорий Капелян "Перемещение"



Все видео

Прозу Г.Капеляна вряд ли можно безоговорочно отнести к тому или другому направлению. В некоторых произведениях прочитывается литературная традиция петербуржской группы обэриутов, основанной Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, считающимися родоначальниками абсурдизма в русской литературе.

В 70-80-х годах Г.Капелян (в России и в США) пишет рассказы, которые войдут в сборник «Обсидиановый кумир» (1989) В послесловии книги американский писатель и литературный критик, профессор славистики Томас Эпстайн пишет:

«Здесь, в пяти замечательных повествованиях Григория Капеляна, перед нами встает наш запутанный и несообразный мир со всей его отвагой и тщетой, с его смехом и слезами, мир, в котором следствие порождает причину, где сны (и кошмары) властвуют над реальностью, где сущность и существование никогда не примирить. В таком мире живет Ступ Льпусанский, покойный глава полувоображаемого государства, где теневой герой (он же рассказчик) ведет расследование, понуждаемый трехногим фотографом, еще не достигшим полной квалификации и потому служивший по большей части в качестве… штатива. Там есть некий Гектор, одержимый и в конечном счете уничтоженный разладом между собой и собственным именем. Еще один любопытный персонаж бродит по городу в акваланге, по ошибке (или он сам ошибся) принятый за объект поклонения и неспособный примирить свое внутреннее и внешнее „я“. Это мир, в составе которого есть станция метро на 842 улице, ночной сторож в библиотеке, курящий плесень, соскобленную со старых книг в надежде таким образом усвоить их мудрость, посещение Страны Мертвых, которую, естественно, принимают за Страну Живых. Сочетая остроумие с философской глубиной, сатиру с аллегорией, Капелян умудряется превратить этот странный, иногда причудливый материал в правдоподобный и убедительный текст, одновременно мрачный и веселый, устрашающий и смехотворный. Более того, благодаря неистощимой изобретательности, зоркой чувствительности ко всему абсурдному в человеческой природе и наконец, настоящей человечности, на котором основано его авторское видение, проза Капеляна преодолевает видимый философский пессимизм и становится торжеством надежды.»

«Вне контекста», вышедшая в 2006 году, не вписывается в традиционные жанровые рамки. Это не повесть, не сборник рассказов и не дневник. В основу книги положен коллаж, наслоения смысловых планов и цитат. Несмотря на то, что в книге не прослеживается единая сюжетная нить и отсутствует все объясняющий концепт, именно интертекстуальный принцип позволяет автору из несоединимых вещей сделать одно целое. Капелян — виртуозный мастер семантического парадокса. Каждое слово, каждое утверждение может быть осознано в различных, и даже противоположных смыслах. Игра со словом, которое меняет смысл, вне и в зависимости контекста, но по воле автора лежит в основе этого произведения, делает его многомерным пространством, отсылающим ко множеству культурных источников.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора