Образование
- 1976 BFA, University of Michigan, Ann Arbor
- 1978 MFA, California Institute of the Arts, Valencia, CA
Биография и творчество
- Самопровозглашенный «анархист», Майк Келли разработал собственную эстетику аутсайдера, при помощи которой разоблачал два таких явления 20 столетия, как капитализм и психоанализ. Будучи студентом в Лос-Анджелесе в середине 1970-х, он разработал уникальный стиль перформансов. Во время этих перформансов Келли использовал скульптуру в качестве вспомогательного материала. Помимо этого действие включало чтение текстов и танец. Келли создал эксцентричную логическую систему, которая инвертировала редукционную критику концептуального искусства.
- Майк Келли родился в рабочем пригороде Детройта. Посещал Университет Мичигана, где создал группу Destroy All Monsters, которая использовала такие не-музыкальные инструменты как пылесосы и игрушки. После окончания университета в 1976, Келли переехал в Лос-Анджелес, где посещал Калифорнийский институт искусств, где подружился с Тони Оурслером. В 1978 Келли бросил заниматься живописью. Студентом, Майк Келли находился под влиянием таких преподавателей, как Джонатан Борофски, Джон Балдессари и Douglas Huebler.
- В Лос-Анджелесе Келли показал свой первый перформанс со скульптурой. Среди перформансов того времени были «My Space» в La Jolla Museum of Contemporary Art в 1978 и «The Poltergeist» в Foundation for Art Resources в Лос-Анджелесе в 1979. Он включал фотографии, объекты и черно-белые рисунки, сочетающие образы и тексты в стиле комиксов. Создавая репутацию провокатора, Келли высмеивал американскую культуру и провоцировал неприятные чувства зрителей. В 1980-х он привнес в перформансы скатологические и сексуальные темы.
- В 1982 Келли создал первое видео, «The Banana Man», в котором использовал персонажа из детского телевизионного шоу Captain Kangaroo. В 1984 он и ещё два участника представляли на протяжении двух часов фрагмент из восьмичасового произведения «The Sublime» в музее современного искусства в Лос-Анджелесе. В нём Келли соединил садомазохистскую тему с философской концепцией сублимации. Перформанс «Plato’s Cave, Rothko’s Chapel, Lincoln’s Profile» (1985) высмеивает веру в то, что ментальное может быть использовано для сублимации физиологического. Презентация этой работы в 1986 в Массачусетском институте включала выступление группы Sonic Youth.
- В 1988 Келли создал работу «Плати за свои удовольствия», которая представляет собой серию небрежно нарисованных плакатов с изображениями 42 представителей культуры (Бодлера, Гете, Дега, Сартра, Батая и др.), которые сопровождались цитатами, смысл которых сводится к утверждению, что гении находятся вне закона. Плакаты были выставлены в длинном коридоре, который вел к завершающей работе: для выставки в Чикаго это был автопортрет серийного убийцы детей Джона Уэйна Гейси, для Лос-Анджелеса — убийца с автострады Уильяма Бонина, для выставки в берлинском Метрополисе — убийца Вольфганг Зоча. У двери стоял ящик для сбора пожертвований. Работа «Плати за свои удовольствия» воплощает принцип, который стал в дальнейшем визитной карточкой Майка Келли: инверсия ценностей, подмена высокого низким и наоборот. В творчестве Келли чувствуется влияние Жоржа Батая, идеи которого были популярны в то время: отрицание предустановленных норм поведения, суверенитет воли, скандальные формы проявления личности.
- В конце 1980-х Келли начал делать работы из поношенных игрушек и вязанных платков. В 1987 он сделал «More Love Hours Than Can Ever Be Repaid», «Garbage Drawings» на основе комикса Sad Sack в 1988. Хорошо принятое в Лос-Анджелесе, искусство Келли не пользовалось успехом в Нью-Йорке до выставки в 1988 в Metro Pictures. В 1993 художник был куратором «The Uncanny», выставки, посвященной необычным интерпретациям тела для Sonsbeek '93 в Gemeentemuseum Arnhem в Нидерландах. Келли сотрудничал со многими художниками, например, с Оурслером и Маккарти. В 1997-98 Келли и Оурслер представили Poetics Project на «Документе».