Биография
Корзухин Алексей Иванович — один из лучших русских живописцев жанра; в 1858 году поступил в ученики Императорской Академии художеств. Успешно проходя её курс, он уже в 1861 году получил от нее малую золотую медаль за картину: «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединённое с ней право на поездку в чужие края на счёт казны. Но, в 1863 году, он, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии со званием художника 2 степени и участвовал в образовании Санкт-Петербургской Артели художников. Деятельным членом этого кружка он оставался до самого его распада.
В 1865 году, за картину: «Поминки на деревенском кладбище», академия повысила его в звание художника 1 степени, а в 1868 году, за «Возвращение отца семейства с ярмарки», признала академиком. Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года без того, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни. Из этих произведений особенно удачными могут считаться: «Разлука» (1872; находится в Третьяковской галерее, в Москве), «Возвращение извозчика из города» (1873; там же); «В монастырской гостинице» (1882; там же), «Смерть И. Нарышкина; сцена из стрелецкого бунта» (1882; собственность академии художеств), «В воскресный день» (1885), «Петрушка идет» (1888) и некоторые другие.
Занимаясь преимущественно жанром, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения. Между прочим, им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одной из арок в главном алтаре, икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, стенная живопись в соборе города Ельца и 13 образов для притвора рижского собора.
Галерея
Жанровая живопись
-
«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей
-
«Сбор недоимок», (1868) — Государственный музей истории религии
-
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея
-
«Канун Рождества», (1869) — Государственный Русский музей
-
«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей
-
«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея
-
«Девочка», (1877) — Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
-
«Крестьянские девочки в лесу», (1878) — Пермская государственная художественная галерея
-
«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание
-
«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея
-
«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей
-
«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея
-
«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей
-
«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
-
«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей
-
«У краюшки хлеба», (1890) — Государственный Русский музей
-
«Бабушкин праздник», (1893) — Государственный Русский музей
-
«Шутка», (ранее 1894) — Государственный музей Грузии
-
«Крестьянские дети», (ранее 1894) — Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева
-
«В комнатах», (ранее 1894) — Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств