Борис Косарев: биография
В 1923 г. К. становится членом Т-ва деятелей искусства (орг. по инициативе газеты “Вести” с целью атеистической пропаганды). Вместе с худ. В. Г. Меллером и давним товарищем Г. Цапком иллюстрирует альбом для Красной армии “Наука и религия”. За три года они изготовили ок. 150 плакатов, вошедших в альбом, выпущенный издательством “Червоний шлях”.
В 1928 г. К. принимал участие также в передвижной выставке ОСМУ (июнь-окт.; с. Каменское Запорожской обл., Запорожье, Днепропетровск) — в рамках “Всеукраинской юбилейной выставки, посвящённой 10-летию Октября” (1927-28).
Лучшее оформление — к спектаклям: “За двумя зайцами” М. Старицкого, “Марко в пеклi” И. Кочерги (оба — 1928) и “Коммольцы” Л. Первомайского (1930) — в Харьк. Червонозаводском Театре; “Соло на флейте” И. Микитенко (1932); “Мартин Боруля” И. Карпенко-Карого (1934) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко ; “Скупой” Ж.-Б. Мольера (1937), “Івасик-Телесик” А. Шияна (1938) и “Бременские комедианты” бр. Гримм (1940) в Харьк. ТЮЗе; “Ярослав Мудрый” И. Кочерги (1946) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, — за этот спектакль Косарев был удостоен Сталинской премии 1-й степени за 1947 г.
Косарев был не только талантливым художником, но и прекрасным фотографом. В 1929 г. он сделал серию снимков Сорочинской ярмарки — последней перед коллективизацией (и запрещением). До наших дней сохранилось около трёх десятков стеклянных позитивов, представляющих уникальную историческую и художественную ценность. Также как фотограф Косарев в качестве ассистента Демуцкого принимал участие в съёмках "Земли" А. Довженко. От этого периода остались негативы и позитивы, на которых запечатлены рабочие моменты съёмок, фотопробы и проч.
Член СХУ с 1944. Многие годы преподавал в Харьковском художественно-промышленном институте (с 1952 — профессор). Выучил несколько поколений театральных художников и дизайнеров. Среди учеников — Ю.В.Горбунов, Т.Д.Медведь, П.А.Осначук и др.
Единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1960-х гг.
Работы хранятся в музеях Италии, США, Франции, Югославии, России и Украины.
Умер 23 марта 1994 в Харькове, похоронен на 13-м кладбище.
Сценография
- 1917, ноябрь-декабрь: "Снова на земле" по пьесе С.-Ж. де Буэлье "Король без венца" (совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, антреприза И. П. Новаченко). Как указывают исследователи, это было "первое в Харькове представление, решённое в кубофутуристическом ключе". (В 1921 Б. Глаголин экранизирова пьесу.)
- 1918, январь: "Бранд" Г. Ибсена (совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, антреприза И. П. Новаченко).
- 1919, апрель-май: "Вознесение Ганнеле Маттерн" Г. Гауптмана , "Бранд" Г. Ибсена, "Пан" Ш. Ван Лерберга, "Сестра Беатриса" М. Метерлинка, "Собака садовника" Лопе де Вега, "Евреи" Е. Чирикова (все — совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, Первый Харьковский советский драматический театр).
- 1920: "Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу (реж. В. Тезавровский, театр "Красный факел", Одесса).
- 1922: "Слуга двух господ" К. Гольдони (реж. В. Вильнер, музыка И. Дунаевского, Государственный Академический театр); "Али-Нур (Звёздный мальчик)" по О. Уайльду (реж. С. Пронский, театр "Сказка"); "Мещанин во дворянстве" Ж. Б. Мольера (реж. Р. фон Унгерн, театр Народного Дома); "Фавн" Б. Кноблауха (реж. Б. Глаголин).
- 1923: "Фауст в городе" А. Луначарского (реж. Р. фон Унгерн); "Бум и Юла" Н. Шкляра; "Медведь и Паша" О. Скриба (реж. В. Вильнер, 1-й Государственный детский театр).
- 1924: "Хубеане" Ричарда Победимского (псевдоним будущего академика А. И. Белецкого) (реж. В. Вильнер, музыка И. Дунаевского, 1-й Государственный детский театр); "Колька Ступин" С. Ауслендера (1-й Государственный детский театр); "Моб" Б. Глаголина по роману Э. Синклера "Христос из Уэстерн-сити" (реж. Б. Глаголин, 1-я редакция).
- 1925: "Мандат" Н. Эрдмана; "Париж (Казнь Сальва)" С. Прокофьева по Э. Золя (оба спектакля в пост. реж. В. Нелли-Влада, Червонозаводский театр).
- 1926: "Товарищ Семивзводный" по пьесе В. Голичникова; "Шторм" В. Билль-Белоцерковского (Червонозаводский театр).
- 1928: "Марко в пекле" И. Кочерги; "За двумя зайцами" М. Старицкого (Червонозаводский театр).
- 1930: "Коммольцы" Л. Первомайского (реж. В. Василько, Червонозаводский театр); "Аул Гидже" Н. Шестакова (реж. И. Земгано
- 1931: "Жандарм (Украдене щастя)" И. Франко.
- 1932: "Соло на флейте" И. Микитенко; "Этта" С. Левитиной (реж. И. Земгано, Театр революции).
- 1933: "Именем закона" (драматургия и режиссура С. Роснянского).
- 1934: "Мартин Боруля" И. Карпенко-Карого (реж. В. Скляренко (Харьковский драм. театр им. Шевченко)
- 1935: "Без вины виноватые" А. Островского (реж. Н. Синельников, Театр русской драмы); опера М. Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (Комсомольская оперная студия).
- 1937: "Скупой" Ж.-Б. Мольера (реж. В. Скляренко); "Скупой рыцарь" А. С. Пушкина; Лекарь поневоле Ж.-Б. Мольера.
- 1940: "Снежная королева" Е. Шварца; "Бременские музыканты" по сказкам бр. Гримм.
- 1941: "В степях Украины" А. Корнейчук (реж. В. Василько, Червонозаводский театр укр. драмы, Донецк).
- 1942-1944: В эвакуированном в Павлодар Харьковском ТЮЗе К. оформляет спектакли: "Синий платочек" В. Катаева, "Русские люди" К. Симонова; "Лекарь поневоле" Ж.-Б. Мольера (реж. В. Скляренко); "Зыковы" М. Горького (реж. И. Рабичев); "Наталка-Полтавка" (реж. В. Скляренко, И. Марьяненко; "Бесталанная" Карпенко-Карого.
- 1944-1949: Во Львове (где в эти годы работал Харьк. ТЮЗ) — "Юность отцов" Б. Горбатова; "Снежок" В. Любимовой и др.
- 1946: В Харьковском гос. театре укр. драмы им. Шевченко — "Ярослав Мудрый" И. Кочерги.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник