Ланфранк: биография
К сожалению, старания архиепископа Кентерберийского оказались тщетными, поскольку Вильгельм Рыжий «конфисковал земли и доходы церкви Кентербери… и оставил архиепископскую кафедру вакантной в течение четырех лет». Ральф Дицето среди прочих заслуг Ланфранка особо выделяет то, что он «вернул двадцать пять маноров церкви Кентербери».
Таким образом, свидетельства хронистов позволяют сделать следующий вывод: возврат утраченных земель святой церкви Кентербери — одна из первых и неотложных мер, которую предпринял Ланфранк после посвящения его в архиепископский сан.
Идентичность Ланфранка
В одном из ранних писем прослеживается первоначальное отношение Ланфранка к Англии и её жителям: «В мое оправдание я не знал языка, и местные народы были варварскими… Словом, я согласился, я приехал, я вступил в должность. И сейчас я каждый день испытываю столько трудностей, притеснений и духовных страданий… Я постоянно слышу, вижу и чувствую беспокойство среди разных людей, несчастья и оскорбления, жестокость, скупость, лживость, падение Святой Церкви, что я утомился от моей подобной жизни и весьма глубоко опечален тем, что живу в такие времена». Очевидно, что оно менее, чем восторженное. Недовольство и неудовлетворенность Ланфранка увиденным выражаются в просьбе к папе, близкой к мольбе, освободить его «от рабской зависимости,… сбросить оковы с этой обязанности и позволить… вернуться к монашеской жизни, которую я люблю более, чем что бы то ни было». При этом одним из аргументов со стороны архиепископа является «верное служение [папе] в прошлом». В данном случае больше всего внимания заслуживает фраза gentiumque barbarum, которая отражает первоначальное отношение к англичанам не только не любившего Англию Ланфранка, но Ансельма и Ивона Шартрского. К тому же, «не стоит преувеличивать ту частотность, с которой в про-нормандских и континентальных источниках встречаются эти характеристики, наоборот, они вполне обоснованны, чтобы начинать говорить по меньшей мере о зарождающихся стереотипах». Именно эти стереотипы дадут о себе знать тогда, когда Ланфранк начнет проводить масштабные реформы в английской церкви по нормандскому образцу, о чём аббат Вестминстера Гилберт Криспин впоследствии (в начале XII века) скажет: «он запретил мирянам всю суетность и все разговоры, связанные с бесполезными варварскими ритуалами, и предписал наставлять людей в истинной вере и правильном образе жизни».
Вызывает немалый интерес одно из первых писем Ланфранка, в котором он называет себя «novus Anglus», что можно перевести как «новый», «новоиспеченный» англичанин. Эдмер в «Житии святого Ансельма» и Вильям Мальмсберийский в «Деяниях английских королей» характеризуют его как «rudis Anglus», то есть «грубый», «неученый», «невежественный», подчеркивая тем самым первоначальную некомпетентность архиепископа в английских делах. Эдмер, ведя речь о споре Ланфранка с Ансельмом по поводу святого Эльфхега, добавляет, что Ланфранк «был все ещё недостаточно осведомлен, и некоторые традиции, с которыми он столкнулся в Англии, не нашл
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат