Поделиться:

О знаменитости

Прасковья Лачинова: биография


Особое внимание в произведениях Л. уделяется любовным коллизиям. Разными путями герои обретают своё счастье в любви: через измену и отчаяние нужно пройти супругам Азанеевым («На волоске»), обман, коварные интриги опутывают Наташу и Леонтьева («В своих сетях»), долгие годы ожидания счастья выпали на долю Дины и Актарова («Бархатные когти»).

Зачастую любовные отношения героев, зашедшие в тупик, автор разрешает, прибегая к помощи музыки. Ничего удивительного в этом нет. В XIX веке музицирование рассматривалась как неотъемлемая часть повседневной жизни и упоминание музыкального произведения в романе вызывало определённый ассоциативный ряд у читателя. Символично, что в первых главах романа «Бешеная лощина» героиня Катя Ипатова исполняет на арфе мелодию Шуберта «Les adieux». Нота прощания, прозвучавшая в начале произведения, окрашивает грустью образ Кати, и финал его глубоко трагичен. Библиографический словарь «Русские писатели. 1800—1917» даёт довольно подробную, но поверхностную справку, опирающуюся, в основном, на критические статьи того времени, без самостоятельного анализа произведений, приписывает чисто конъюнктурному фактору то, что «у читателей романы Л. были популярны, о чём свидетельствуют данные библиотечной статистики» .

Чтение произведений Л. сегодня, прежде всего, заставляет отметить хороший русский язык, одновременно простой и изысканный, занимательную фабулу и, наконец, умелое развитие сюжета, присутствием интриги поддерживающее читательский интерес. Одним из основных достоинств литературной деятельности Л. несомненно является превосходное владение словом. Известен интерес И. С. Тургенева и А. П. Чехова к произведениям Л. Талантливая изящная словесность сама по себе представляет языковую ценность, ведь на тургеневских страницах (за редчайшим исключением) мы не найдём головокружительных детективных эпизодов или захватывающего развития сюжета, но притягательность описаний природы, сделанных настоящим художником, не менее важна для читателя.

П. Летнёв — можно предположить, Прасковья Александровна Лачинова не случайно избрала псевдоним, который одним звучанием своим (в особенности у читателей её времени) вызывал реминисценцию, связанную с именами далеко не второстепенными в русской литературе всего XIX века. Можно усмотреть в этой звуковой игре даже невинный психологический ход, своего рода намёк: П. А. Плетнёв, с пушкинской поры до эпохи Ф. М. Достоевского, один из самых авторитетных и уважаемых критиков, чьё «тонкое чувство изящного» позволило ему оставаться выразителем актуального мнения, придававшего «первенствующее значение вопросам формы и языка».

Понятие изящной словесности в настоящее время стало почти ругательным, между тем: как в живописи главной характеристикой её содержательности всегда будет цвет, так и слог — в немалой степени призван определять таковую в художественной литературе, и не только.

Присутствует в образах Л. и довольно глубокая психологическая составляющая. Но не следует забывать, что рецензенты современные Л., находились в плену «демократических тенденций». Литераторы и журналисты подвергались беспощадной критике (начиная с А. К. Толстого и кончая М. О. Меньшиковым) — любая публикация, не выражавшая осуждения существующего миропорядка, в особенности — в русском обществе, объявлялась реакционной, клерикальной и т. п. Такой ригоризм, подогревавшийся нарастанием социальной напряжённости, заставлял чуть ли ни всех следовавших лучшим традициям изящной словесности, причислять к ретроградам.

Библиография

Произведения П. А. Лачиновой

  • «В своих сетях», повесть («Дело», 1871 г., кн. 12) — отдельно: Киев. 1894 г. (Собрание сочинений П. Летнева: Т. 1—10. Киев: Ф. А. Иогансон, 1892—1895; Собрание сочинений П. Летнева: Т. 1—10. Киев: Ф. А. Иогансон, 1911 — далее: С.с.)
  • «Ошибка», повесть (там же, 1872 г., кн. 10, 12)
  • «Вне общественных интересов», роман («Дело», 1872 г., кн. 1, 2, 10, 11) — отдельно: СПб. А. А. Апухтин. 1874 г.
  • «Чужое преступление», роман («Дело», 1872 г., кн. 1, 2, 10, 11) — отдельно: СПб. П. Е. Кехрибарджи. 1875 г.
  • «Бешеная лощина», роман («Дело», 1876 г., кн. 9—12) — отдельно: С.с. — 1895 г.
  • «Увлечения и ошибки», роман («Дело», 1877 г., кн. 5—9)
  • «Бархатные когти», роман (там же, кн. 11, 12) — отдельно: С.с. — 1893 г. (с биографией автора)
  • «На волоске», роман («Дело», 1879 г., кн. 8—10) — отдельно: С.с. — 1893 г.
  • «Тёмная вода», роман, СПб. 1982 г.
  • «Современный недуг», роман (Наблюдатель, 1882 г., кн. 1—6) — отдельно: С.с. — 1895 г.
  • «В наше смутное время», роман (там же, 1883 г., кн. 1—3) — отдельно: С.с. — 1895 г.
  • «Порченые», рассказ («Неделя», 1885 г. №10)
  • «Без воли», роман («Наблюдатель», 1886 г., кн. 1—3) — отдельно: С.с. — 1894 г.
  • «На смену прошлого», повесть (1887, кн. 8, 9) — отдельно: С.с. — 1894 г.
  • «Гипнотизёр», повесть («Неделя», 1889 г., №3)
  • «По наитию», рассказ («Наблюдатель», 1889 г., кн. 4)
  • «Пустое зерно», повесть (1890 г., кн. 1)
  • «Не под силу», повесть (1891 г., кн. 2)
  • «Невидимый бич», роман («Северный вестник», 1891 г., кн. 2)
  • «Вместо хлеба — камень», роман («Наблюдатель», 1892 г., кн. 4, 5)
  • «Волчья яма», роман («Наблюдатель», 1893 г., кн. 4, 5) — издан посмертно.

Переводы

  • «Колодец и маятник», рассказ Эдгара По (Отечественные записки, 1870 г., кн. 1)
  • «Красная смерть», рассказ (там же)
  • «Влюблённые дети», эпизод романа Э. Золя (Наблюдатель, 1883 г., кн. 4)
  • «Грязь и золото», роман Катула Мендеса (Наблюдатель, 1885 г., кн. 7, 8)
  • Рассказы Катула Мендеса (там же, 1885 г., кн. 11, 12)
  • «Мать и дочь», роман Жоржа Онэ (1886 г., кн. 5)
  • Рассказы Катула Мендеса (Наблюдатель, 1887 г., № 4)
  • Рассказы Ги де Мопассана (1889 г., кн. 6)
  • «За идею», перевод с итальянского (1891 г., кн. 5)
  • «В старые годы», перевод с итальянского (кн. 11)
  • Рассказы Матильды Сарро: «Отверженный» (1892 г., кн. 1), «Чары золота» (1893 г., кн. 2), «Возрождение», «Летняя ночь» и «Сквозь призму» (1893 г., кн. 6)
  • «Северный орёл», роман Уйда (Луизы де Ле-Рамэ) (Санкт-Петербург, 1882)

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора