Поделиться:

О знаменитости

Александр Левитов: биография


Ободранный и потрёпанный жилец трущобных «комнат с небилью» внезапно превратился из бездомного пролетария в человека со светлыми надеждами на будущее. Он знакомится со многими писателями, встретившими дебютанта тепло и приветливо; очерки его появляются один за другим в «Московском Вестнике», «Времени», «Русской Речи», «Библиотеке для чтения», «Зрителе», «Современнике», «Развлечении» и других, иногда под псевдонимами: Гиероглифов — в «Русском мире», Иван Сизов — в «Искре». На них обращают внимание. Левитов приободряется и даже внешность его меняется; он становится франтом и если и запивает, то довольно умеренно.

Но уже к середине 60-х гг. Л. окончательно превращается в неисправимого бродягу, мечущегося в безысходной тоске, вечно кочующего из Петербурга в Москву и обратно, пробующего пристроиться то учителем в Ряжске, то воспитателем одного из московских пансионов, то на железной дороге, но нигде не выживающего больше одного-двух месяцев, потому что всякая способность к правильному образу жизни в нём совершенно исчезла под влиянием его ужасной страсти. Материальное положение все время было отчаянное; приходилось ютиться с «подругой жизни» — простой, но преданной швеёй, — в подвалах, на чердаках и Бог весть в каких трущобах, питаться впроголодь, одеваться в лохмотья. Редкими исключениями являются недолгие светлые промежутки, вроде конца 1871 г. и начала 1872 г., когда Левитов был фактическим редактором иллюстрированного журнала «Сияние».

Особенно тяжелы были последние 5 лет жизни. Заработок был ничтожен, здоровье окончательно надломлено, литературное положение подорвано вечными авансами из редакций, в уплату которых Левитов давал одни наброски и отрывки. Нужда делала Левитова настоящим пролетарием; он жил жизнью последних подонков общества, голодал и холодал. В последнем градусе чахотки он жил в нетопленой комнате; чтобы добыть из какой-то мелкой редакции 5 рублей, он в декабрьскую стужу вышел из дому в легком летнем пальто и жестоко простудился. 4 января 1877 г. Левитов умер в Московской университетской клинике.

Стиль Левитова чрезвычайно ярок и колоритен. Прежде всего он — прекрасный рассказчик, мог «из ничего» создавать очерки и рассказы. В них нет ни интриги, ни завязки, ни развязки, нет вообще и тени того, что называется сюжетом. Автор завладевает вниманием читателя благодаря уменью сообщать интерес каждой мелочи, которой коснется. Его произведения представляют собой своего рода «искусство для искусства», где неважно, что автор рассказывает, а как. Другая замечательная сторона таланта Левитова — его тонкий юмор, в связи с необыкновенно выразительным и характерным языком, с богатейшим запасом оригинальных слов и оборотов, чисто русского, хотя подчас и чисто-кабацкого остроумия. Но Левитову недоставало единства, связующего цемента. Он не создал ни типов, ни сколько-нибудь полной картины столь глубоко изученного им быта. Отдельных черт, отдельных положений и настроений в произведениях Левитова целая сокровищница, но ансамбля — никакого.

Человеком определенной партии Левитов никогда не был; усиленные попытки некоторых критиков сделать из него «печальника народного горя» весьма мало соответствуют содержанию его произведений. Уже одно то, что значительнейшая часть их посвящена ворам, проституткам, сводням, целовальникам и т. п. люду совершенно исключает возможность превратить Левитова в писателя демократического направления. Нельзя также причислять его к писателям, идеализирующим народ. В огромном большинстве случаев левитовский «народ» наводит ужас своим глубоким нравственным падением и никаких симпатий не возбуждает. Правда, часть его рассказов вышла под тенденциозным заглавием: «Горе сел, дорог и городов» — но едва ли это заглавие не придумано издателем для лучшего сбыта книги и во всяком случае оно совершенно не соответствует содержанию книги. Никакого достойного сочувствия «горя» нет в этом изображении шоссейных попрошаек, притонодержателей, родителей, сбивающих своих дочек, и прочего, как его автор сам окрестил, «беспечального народа», который «не сеет, не жнёт».

Произведения

  • Аховский посад
  • Дворянка
  • Моя фамилия
  • Накануне Христова дня
  • Петербургский случай
  • Расправа
  • Уличные картинки — мои учителя

Библиография

  • Левитов А. И. Степные очерки. (1865)
  • Левитов А. И. Бабушка Маслиха" (СПб., 1868)
  • Левитов А. И. Дворянка. Выселки (СПб., 1868)
  • Левитов А. И. Московские норы и трущобы" (2-е изд., М., 1869; вместе с М. А. Вороновым)
  • Левитов А. И. Соседи" (СПб., 1868)
  • Левитов А. И. Уличные картины" (СПб., 1868)
  • Левитов А. И. Горе сёл, дорог и городов (М., 1874)
  • Левитов А. И. Собрание сочинений Левитова; с портретом автора и обстоятельной статьей Ф. Д. Нефедова (М., 1884); издано К. Т. Солдатенковым.
  • Левитов А. И. Собрание сочинений. Критико-биографический очерк А. А. Измайлова, т. 1—8, СПБ. 1911
  • История русской литературы, т. 8, ч. 1, М.—Л., 1956
  • Силаев А., Лиры звон кандальный. Очерки жизни и творчества А. И. Левитова, Липецк, 1963
  • Струков А. А. И. Левитов, Липецк, 1960
  • статьи: Скабичевский А. М. «Беллетристы-народники» (СПб., 1888) и «История новой русской литературы» П. В. Засолимский, в «Русском Богатстве» (1882); H. H. Златовратский, в «Почине» (М., 1895).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора