Биография
Выходец из знатной дворянской семьи.
- Мать — Любовь Петровна, принадлежала к московским дворянам из фамилии Воейковых.
- Отец, Фёдор Владимирович, барон фон Вимпфен, германский подданный
Будущий православный епископ был крещён в лютеранской церкви с именем Леопольд и уже в сознательном возрасте, под влиянием своей матери перешел в православие и при миропомазании воспринял имя Владимир. В 1898 также принял российское подданство. Позже и его отец, под влиянием своего сына, перешел из лютеранства в православную веру.
Окончил Пензенскую мужскую гимназию в 1896, Казанскую духовную академию в 1900 со ступенью кандидата богословия.
В 1897 году принял монашеский постриг. С 1898 — иеродиакон, иеромонах.
С 1900 году — помощник смотрителя Уфимского духовного училища.
С 1903 году — член Пекинской духовной миссии.
С 1904 году — помощник смотрителя Вольского духовного училища, инспектор Курской духовной семинарии.
С 1906 году — архимандрит, настоятель посольской церкви в Афинах.
Архиерей
С 28 сентября 1914 — епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии.
С 12 февраля 1915 — епископ Ереванский, викарий Грузинской епархии
С 24 марта 1916 — епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии.
С 16 декабря 1916 — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии, вступил в конфликт с правящим архиереем Палладием (Добронравовым).
5 мая 1917 года был уволен с назначением ему местопребывания в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре.
С 5 сентября 1917 года — епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии. В период пребывания правящего архиерея, архиепископа Митрофана (Краснопольского) на Поместном соборе в Москве временно управлял епархией.
В качестве викарного архиерея Астраханской епархии вступил в конфликт с архиепископом Митрофаном. Противостояние несправедливости, а также явное неприятие того круга людей, из среды которых он вышел, привело епископа Леонтия к выводу о пагубности для России монархического строя правления (при том, что архиепископ Митрофан был монархистом).
Также епископ Леонтий выступал союзником либерального духовенства в деле создания «Духовного союза православных христиан», который должен был дать приходским общинам большие полномочия. Видел в «Союзе» единственную возможность для Церкви юридически оформить свои отношения с государством и сохранить духовно-учебные заведения. Владыка Митрофан был решительным противником создания «Союза» и деловых контактов с советской властью.
Кроме того, епископ Леонтий поддержал декрет советского правительства об отделении церкви от государства. Считал, что «декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и ее священнослужителей от ложного положения».
Архиепископ Митрофан инициировал рассмотрение «дела» епископа Леонтия Архиерейским собором церкви в Москве, однако выезд в столицу ему был запрещён органами советской власти. В сентябре 1918 владыка Леонтий был устранён от управления викариатством; кроме того, был поставлен вопрос о его запрещении в служении и даже о его отлучении. Отказался устраивать церковную смуту и опубликовал в газете свое обращение к православному населению: «Безмерно благодарю дорогих прихожан и богомольцев за выраженные чувства. Убедительно прошу сохранять мир, так как я беспрекословно подчиняюсь распоряжениям устранившей меня высшей церковной власти и не хочу кругом себя какого-либо шума в такое время». Значительная часть верующих обратилась к Патриарху Тихону с просьбой изменить решение. В результате епископ Леонтий не был запрещен в священнослужении и, тем более, отлучён, хотя и был смещен с должности викария, с оставлением его в должности управляющего Иоанно-Предтеченским монастырем.