Апеллес: биография
- Царь Птолемей. Буря занесла Апеллеса в египетскую Александрию, где правил Птолемей, имевший с художником какие-то давние счеты. Один шутник из свиты царя пригласил Апеллеса на пир, и там удивленный царь возмутился. Птолемей выстроил перед художником челядь, потребовав указать пальцем на виновника неуместной шутки. Вместо этого Апеллес схватил уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал. Лукиан изложил другую историю о пребывании Апеллеса у Птолемея. Некий завистник Антифил обвинил художника в соучастии в заговоре против царя. Разобравшись с делом, Птолемей выдал невиновному Апеллесу огромную сумму в 100 талантов, и самого Антифила в рабы Апеллесу.
Творчество
Апеллес упражнялся каждый день, рисуя линии. Сам он сильной стороной своего творчества называл харизму (буквально этим греческим словом), то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами. Картины, восхищавшие зрителей веками, были созданы, по мнению Плиния, всего четырьмя цветами, зато с помощью покрытия тонким слоем глазури оттенки становились живее, лучше передавали цветовую гамму. Наиболее известные полотна художника (по описаниям античных авторов):
- «Афродита Анадиомена», то есть Афродита, рождённая из моря. Богиня выжимает волосы, и падающие капли воды вуалью серебрятся вокруг её тела. За творение для храма Эскулапия на Косе по слухам заплачено 100 талантов. Позднее император Август перевез его в Рим. Картина начала разрушаться, и император Нерон заменил её копией художника Дорофея. Для Афродиты позировала Кампаспа, подаренная Александром Великим художнику. Древнеримский поэт Овидий восклицал:
По другим сведениям моделью была известная гетера Фрина (возлюбленным которой в её молодые годы был Пракситель, изобразивший Фрину в образе Афродиты Книдской, а в конце её жизни - Апеллес), чей бюст был настолько совершенен, что считался даром богов. Афиней так рассказал о рождении картины:
- «Александр Великий», подобно Зевсу, мечет молнию. По этому поводу говорили, что есть два Александра, один, сын Филиппа — непобедим, другой, созданный Апеллесом — неподражаем. За картину царя художник получил царскую плату, 20 талантов в золоте, причём плату отмеряли по весу картины.
- «Афродита» для жителей Коса осталась незавершённой из-за смерти Апеллеса. Но даже одна голова и контуры тела заставляли зрителей верить, что это было бы самым великим творением художника.
- «Клевета» — несохранившаяся картина, которую попытался восстановить Боттичелли.
Не известно ни одной дошедшей до наших дней работы Апеллеса, но существует реальная вероятность найти гробницу Алексанра Великого в Александрии, которую - подобно изученным в 20 веке гробницам царей в Македонии - должен был расписывать Апеллес как ведущий художник при дворе Александра, а затем - при дворе Птолемея, осуществившего захронение тела Александра в Египте.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник