Биография
Рождение, ранние годы
Меегерен родился в 1889 году в Девентере, был третьим ребёнком в семье. Его родители были католиками. В детстве Ван Меегерен увлекался живописью, восхищался игрой цвета на картинах старых голландских живописцев Золотого века, и сам мечтал стать художником. Учителя находили его работы натянутыми и подражательными, но это только подстёгивало его усердие.
Образование
Отец хотя и не разделял любовь сына к искусству, тем не менее отправил Хана в Делфтский технический университет для обучения на архитектора. Вскоре ван Мегерен проявил любовь к изобразительным искусствам и так увлечённо набирал знания, что вскоре стал помощником преподавателя на отделении искусства и архитектуры. За великолепный акварельный рисунок интерьера церкви, стилизованный под технику XVII столетия, он получил высшую награду — Золотую медаль.
Меегерен был замечательным художником-анималистом, о чём свидетельствуют многие его рисунки, например «Олень», который до сих пор воспроизводится во многих учебниках по рисунку. Он регулярно писал статьи для журнала De Kemphaan, основанного в 1928 году. Журнал был посвящён критике современного искусства, и просуществовал всего два года. Обложки этого журнала также были разработаны Мегереном.
Семья
После женитьбы на Анне де Вогт, которая скоро родила ему двоих детей, Жака и Паулину, Меегерен стал выставлять свои произведения на художественных выставках. Вскоре у художника начались семейные проблемы, он начал пить. В 1921 году он провёл три месяца путешествуя по Италии, изучая итальянских мастеров и в 1922 году он провёл выставку картин на библейские темы, все были проданы. В 1923 г. он официально развёлся с Анной.
Творчество и подделки
Будучи убеждённым художником-реалистом, Меегерен не принимал всего нового в живописи. Чтобы отстоять себе место в мире искусство и иметь заработок на жизнь, он не нашёл другого выхода, кроме как заняться подделкой картин столь любимых им старых мастеров.
Первые четыре картины, выполненные в стиле XVII века, так и не были проданы: «Гитаристка», «Женщина читающая ноты» в стиле Вермеера, «Женщина с бокалом» в стиле Франса Хальса и «Портрет молодого человека» в стиле Терборха. Эти стилистические и технические эксперименты настолько убедили Мегерена в своих способностях, что он написал картину «Христос в Эммаусе» — одну из лучших своих подделок «под Вермеера».
В сентябре 1937 года «Христос в Эммаусе» был опознан искусствоведом Брёдиусом как произведение Вермеера Дельфтского, и притом одно из лучших. Брёдиус посчитал, что якобы Вермеер в момент написания этой картины находился под влиянием итальянских мастеров, на что, собственно, и надеялся Ван Меегерен. Первоначально Ван Меегерен сам желал раскрыть своё ловкое мошенничество, в частности желая погубить репутацию Брёдиуса как искусствоведа, но после того, как продал это полотно за сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов (по нынешнему курсу), желание переубеждать покупателя у него пропало.
Меегерен невольно возгордился своим мастерством, сознавая так же, что подделка картин голландских мастеров — дело весьма прибыльное. Спустя год «Христос в Эммаусе» оказался в роттердамском музее Бойманса-ван Бёнингена, его купили на частные пожертвования от музея Рембрандта, владельца судна, частных коллекционеров и самого Брёдиуса. Покупка картины позволила музею повысить свою популярность среди горожан.
В 1938 году Ван Меегерен удалился в Ниццу, где написал еще две подделки — «Игроки в карты» и «Пирушка» в стиле Питера Хоха. Помимо того, Ван Меегерен написал «Тайную Вечерю», опять же подражая стилю Вермеера, но из-за угрозы войны он вернулся в Голландию, оставив картины в Ницце. В 1941—1943 гг. после развода со второй женой, Ван Меегерен написал ещё серию картин «под Вермеера». В основном это были полотна религиозного жанра, так Ван Меегерен пытался «восполнить» наследие Вермеера, написавшего так мало религиозных картин.