Биография
В 1988—1998 Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с Г. В. Свиридовым. Принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и был первым исполнителем (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.
В 1989 состоялись первые сольные концерты Михаила Аркадьева за рубежом, он стал постоянным участником и муз. директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (Германия). Как пианист А. выступал со многими российскими дирижерами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Р. Кофманом, Вл. Понькиным, С. Скрипкой и др.
В 1990—2003 гг. Аркадьев работал как пианист с Народным артистом России Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 3 компакт-диска: на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003). Аркадьев совместно с Хворостовским является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).
Его сочинения исполняются на российских и зарубежных сценах. В числе исполнителей — А.Рудин, В. Симон, А. Сафиулин, Т.Куинджи. В 1995 в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера сочинения Аркадьева «Missa brevis» для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты) и запись его на фирме «REM»(Франция, 1995).
С 1998 года Аркадьев является приглашенным дирижером в различных симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. В 2002—2004 Аркадьев — главный дирижер и муз. руководитель Государственного театра «Волгоградская оперная антреприза» (ныне «Царицынская опера»). С 2007 по 2011 г. -художественный руководитель и главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток).
Аркадьев ведет большую педагогическую (с 1992 по 1999 — зав. кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства, с 1999 — доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных) и научную работу. Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др. Его новаторские (по оценке Л. А. Мазеля) идеи продолжают и развивают стадиальную теорию ритма М. Г. Харлапа.
Известен не только как музыкант, но и как философ, автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».
Гражданская позиция
Является участником политического движения «Солидарность».
В марте 2010 г. одним из первых подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Очередной годичный контракт Михаила Аркадьева на должности главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра завершался в июле 2011 года. 1 июня 2011 года было сообщено, что на сайте Приморской краевой филармонии появилось объявление об открывающейся вакансии на эту должность. Позже, на вопросы СМИ представитель филармонии Татьяна Сергеева заявила: «Это обычная процедура. У нынешнего дирижера Михаила Аркадьева заканчивается контракт в июле, и мы должны открыть вакансию. Пока заявок не поступало, мы рассмотрим все варианты. В том числе и от Михаила Аркадьева».
Объявление конкурса не практиковалось ни разу за все предыдущие полные три сезона работы Аркадьева в Приморской филармонии, в то время как его годичные контракты всегда заканчивались в июле. Таким образом, утверждение представителя филармонии не соответствовали реальности и сложившейся практике взаимоотношений.