Детство, образование и воспитание
Будущий Великий князь Павел Петрович, а затем и император Всероссийский Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот дворец был разрушен, а на его месте построен Михайловский замок, в котором Павел был убит 12 (24) марта 1801 года.
27 сентября 1754 года, на девятом году замужества, у Её Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Алексеевны наконец-то появился первенец. При родах присутствовала Императрица Елизавета Петровна, Великий Князь Пётр Федорович (отец Павла) и братья Шуваловы. Обмытого и окропленного святой водой новорожденного младенца Елизавета Петровна тот час же взяла на руки и вынесла в зал, чтобы показать придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца и велела дать ему имя Павел. Екатерина Алексеевна и Пётр Федорович были полностью отстранены от воспитания своего сына.
Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями.
Первым воспитателем стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это убедило впечатлительного мальчика в том, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках Павла.
Рождение Павла нашло отражение во множестве од, написанных стихотворцами того времени.
В 1760 году Елизавета Петровна назначила нового руководителя образования юного принца, предписав основные параметры обучения в своей инструкции. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное положение. Обладая обширными познаниями, перед этим он несколько лет был дипломатом в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он усвоил идеи Просвещения и даже стал сторонником конституционной монархии, по образцу Швеции. Его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России.
Никита Иванович Панин подошёл к проблеме основательно. Он обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич.. Возможно, что в соответствии с его рекомендациями были назначены ряд учителей «предметников».
Среди них — закон божий (митр. Платон), естественная история (С. А. Порошин), танцы (Гранже), музыка (Дж. Миллико) и др. Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны занятия не прекращались ни в краткое правление Петра III, ни при Екатерине II.
На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, можно было видеть целый ряд образованных людей того времени, например, Г. Теплова. Напротив, общение со сверстниками было достаточно ограничено. До контактов с Павлом же допускались лишь дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы), сфера контактов, в основном — репетиция маскарадных выходов.
Как и всякий ребенок своего возраста, к занятиям Павел относился с известной прохладцей, предпочитая игры. Однако, тесные и регулярные отношения с учителями, под постоянным контролем Панина (к которому принц относился с известной опаской), не оставляли места для изъянов в его образовании. Он много читал. Помимо литературы исторического характера, читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.