Поделиться:

О знаменитости

Франсис Пикабиа: биография


Пикабия, человек крайне сексуально раскованный в жизни, и во время создания «Rel?che» постоянно провоцировал Сати на разного рода «сублимации». В результате, балет оказался полон самых «неприличных» движений и сцен. В частности, Сати, очень способный тонко настраиваться на такого рода аллюзии, во время работы над партитурой утверждал, что сочинил для «Rel?che» «порнографическую» музыку. По-видимому, это ему удалось, и в самой прямой форме. Жанр своего произведения Сати так и обозначил, как «обсценный балет». И реакция на его выходки была соответствующей. Один из самых терпимых к экспериментам критиков, Поль Судей в рецензии на балет писал об этом мягче остальных:

Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. «Конструкция музыки Эрика Сати, — писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, — постоянно обволакивала и поясняла мысль художника».

Entracte (1924, Rene Clair) Антаркт. Музыка Сати.mp4



Все видео

Тотальность идеи отмены спектакля «Rel?che» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль… отменили. В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Rel?che» — реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года.

Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Rel?che» никаких трений с Пикабиа. Пожалуй, это и создало эффект прорыва для самого Франсиса Пикабиа, который ни впоследствии, ни ранее в своей жизни и творчестве не имел подобного прецедента. Балет «Rel?che» — это последнее произведение Эрика Сати. Он работал над партитурой уже будучи смертельно больным, а спустя всего два месяца после премьеры окончательно слёг в монастырскую больницу Сен-Жак, откуда уже не вышел. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. Франсис Пикабиа тяжело пережил его смерть и более чем на год впал в очередную тяжёлую депрессию, от которой, как можно судить по всей его последующей жизни и творчеству, уже не оправился.

За время работы над балетом «Rel?che» Пикабиа нарисовал и просто набросал на бумаге многочисленные портреты Эрика Сати «в своём механическом стиле», а также публиковал различные тексты о композиторе, где, в частности, утверждал, что «наши потомки натянут на себя его музыку как перчатку». Красноречивый и наивный символ их единения, двухминутный кинематографический Пролог балета показывает Сати и Пикабиа, лично заряжающих пушку и наводящих её на зрителей. А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP — ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. Эта милая, типично дадаистская шутка, увы, не оказалась добрым предзнаменованием, по крайней мере для Эрика Сати. Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним.

Живописные произведения

  • Paysage (1898)
  • Espagnole (1902)
  • F. Picabia by F. Picabia (1903)
  • Rivi?re (1905)
  • Bords de l’eau ? Poissy (ок.1906-1907)
  • Jeune fille (1912)
  • Danseuse ?toile sur un transatlantique (1913)
  • La ville de New York aper?ue ? travers le corps (1913)
  • Parade Amoureuse (1917)
  • Abstrait Lausanne (ок. 1918)
  • Balance (ок.1919)
  • Guillaume Apollinaire in 1913 (ок. 1920—1930)
  • Broderie (1922)
  • Junelle (ок. 1921—1922)
  • L’aile (ок. 1922)
  • Autoritratto (ок. 1923)
  • Lever de soleil (1924)
  • Idylle (1924—1927)
  • Cyclope (ок. 1924—1926)
  • Le femme au chien (1924—1926)
  • Les seins (ок. 1924—1927)
  • Carnaval (ок. 1924—1927)
  • Les acrobates (Gymnastique banale) (1925)
  • La femme de l’amour (ок. 1927—1928)
  • Corrida Transparence (ок. 1927—1930)
  • Barcelone (ок. 1927—1928)
  • Senza titolo (ок. 1928—1929)
  • Villica-caja (1929)
  • Hera (ок. 1929)
  • Ridens (ок. 1929)
  • Lodola (1930—1931)
  • Adam et ?ve (ок. 1931)
  • M?lib?e (ок. 1931)
  • ?ve (1934)
  • Vierge ? l’enfant (ок. 1933—1935)
  • Les lavandi?res (ок. 1935)
  • Portrait of Woman (ок. 1935)
  • Visage de femme (1936)
  • Cocolo (ок. 1936—1938)
  • Paysage proven?al (ок. 1937—1938)
  • Natura Morta (1937—1938)
  • Composition abstraite (1937)
  • Viareggio (1938)
  • Autoritratto (ок. 1940)
  • Nu de dos. Fond mer. (1940)
  • Montparnasse (1940—1941)
  • Deux Nus(ок.1941)
  • Jeune fille aux fleurs (ок. 1941—1942)
  • Les calanques (1942—1944)
  • Nu de dos (1942—1944)
  • Nude (1942)
  • La danseuse de french-cancan (ок. 1942—1943)
  • Deux femmes aux pavots (1942—1944)
  • L'?l?gante (ок.1942-1943)
  • En faveur de la critique (1945)
  • Suzanne (ок. 1945)
  • Composition abstraite (1945—1959)
  • Autoritratto (1946)
  • Bonheur de l’aveuglement (1947)
  • Le brave (1947)
  • Coloque (1949)
  • L’encerclement (1950)
  • Petit soleil (1950)
  • Mardi (1951)
  • Jeudi (1951)
  • Tableau vivant (1951)

Сочинения об искусстве

  • Ecrits critiques. — Paris: M?moire du livre, 2005.

Публикации на русском языке

  • Поэзия французского сюрреализма. — СПб: Амфора, 2003. — C. 191—200.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора