Франсис Пикабиа: биография
Пикабия, человек крайне сексуально раскованный в жизни, и во время создания «Rel?che» постоянно провоцировал Сати на разного рода «сублимации». В результате, балет оказался полон самых «неприличных» движений и сцен. В частности, Сати, очень способный тонко настраиваться на такого рода аллюзии, во время работы над партитурой утверждал, что сочинил для «Rel?che» «порнографическую» музыку. По-видимому, это ему удалось, и в самой прямой форме. Жанр своего произведения Сати так и обозначил, как «обсценный балет». И реакция на его выходки была соответствующей. Один из самых терпимых к экспериментам критиков, Поль Судей в рецензии на балет писал об этом мягче остальных:
Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. «Конструкция музыки Эрика Сати, — писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, — постоянно обволакивала и поясняла мысль художника».
Тотальность идеи отмены спектакля «Rel?che» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль… отменили. В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Rel?che» — реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года.
Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Rel?che» никаких трений с Пикабиа. Пожалуй, это и создало эффект прорыва для самого Франсиса Пикабиа, который ни впоследствии, ни ранее в своей жизни и творчестве не имел подобного прецедента. Балет «Rel?che» — это последнее произведение Эрика Сати. Он работал над партитурой уже будучи смертельно больным, а спустя всего два месяца после премьеры окончательно слёг в монастырскую больницу Сен-Жак, откуда уже не вышел. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. Франсис Пикабиа тяжело пережил его смерть и более чем на год впал в очередную тяжёлую депрессию, от которой, как можно судить по всей его последующей жизни и творчеству, уже не оправился.
За время работы над балетом «Rel?che» Пикабиа нарисовал и просто набросал на бумаге многочисленные портреты Эрика Сати «в своём механическом стиле», а также публиковал различные тексты о композиторе, где, в частности, утверждал, что «наши потомки натянут на себя его музыку как перчатку». Красноречивый и наивный символ их единения, двухминутный кинематографический Пролог балета показывает Сати и Пикабиа, лично заряжающих пушку и наводящих её на зрителей. А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP — ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. Эта милая, типично дадаистская шутка, увы, не оказалась добрым предзнаменованием, по крайней мере для Эрика Сати. Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним.
Живописные произведения
- Paysage (1898)
- Espagnole (1902)
- F. Picabia by F. Picabia (1903)
- Rivi?re (1905)
- Bords de l’eau ? Poissy (ок.1906-1907)
- Jeune fille (1912)
- Danseuse ?toile sur un transatlantique (1913)
- La ville de New York aper?ue ? travers le corps (1913)
- Parade Amoureuse (1917)
- Abstrait Lausanne (ок. 1918)
- Balance (ок.1919)
- Guillaume Apollinaire in 1913 (ок. 1920—1930)
- Broderie (1922)
- Junelle (ок. 1921—1922)
- L’aile (ок. 1922)
- Autoritratto (ок. 1923)
- Lever de soleil (1924)
- Idylle (1924—1927)
- Cyclope (ок. 1924—1926)
- Le femme au chien (1924—1926)
- Les seins (ок. 1924—1927)
- Carnaval (ок. 1924—1927)
- Les acrobates (Gymnastique banale) (1925)
- La femme de l’amour (ок. 1927—1928)
- Corrida Transparence (ок. 1927—1930)
- Barcelone (ок. 1927—1928)
- Senza titolo (ок. 1928—1929)
- Villica-caja (1929)
- Hera (ок. 1929)
- Ridens (ок. 1929)
- Lodola (1930—1931)
- Adam et ?ve (ок. 1931)
- M?lib?e (ок. 1931)
- ?ve (1934)
- Vierge ? l’enfant (ок. 1933—1935)
- Les lavandi?res (ок. 1935)
- Portrait of Woman (ок. 1935)
- Visage de femme (1936)
- Cocolo (ок. 1936—1938)
- Paysage proven?al (ок. 1937—1938)
- Natura Morta (1937—1938)
- Composition abstraite (1937)
- Viareggio (1938)
- Autoritratto (ок. 1940)
- Nu de dos. Fond mer. (1940)
- Montparnasse (1940—1941)
- Deux Nus(ок.1941)
- Jeune fille aux fleurs (ок. 1941—1942)
- Les calanques (1942—1944)
- Nu de dos (1942—1944)
- Nude (1942)
- La danseuse de french-cancan (ок. 1942—1943)
- Deux femmes aux pavots (1942—1944)
- L'?l?gante (ок.1942-1943)
- En faveur de la critique (1945)
- Suzanne (ок. 1945)
- Composition abstraite (1945—1959)
- Autoritratto (1946)
- Bonheur de l’aveuglement (1947)
- Le brave (1947)
- Coloque (1949)
- L’encerclement (1950)
- Petit soleil (1950)
- Mardi (1951)
- Jeudi (1951)
- Tableau vivant (1951)
Сочинения об искусстве
- Ecrits critiques. — Paris: M?moire du livre, 2005.
Публикации на русском языке
- Поэзия французского сюрреализма. — СПб: Амфора, 2003. — C. 191—200.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт