Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.
Образование
Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).
Монах и преподаватель
12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября того же года посвящён в сан иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.
С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.
С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского Духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.
В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.
20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.
В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.
1921—1923 — настоятель Боголюбского монастыря.
Участие в Поместном соборе
В 1917 году избран на монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатны, так и рукописных служб русским святым». «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград». (Доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.
Епископ
С 17 июня 1921 года — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. С 18 июня 1921, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.
Был арестован в марте 1922 года, в мае того же года предан суду в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре. Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден. Выступал против обновленческого движения. Вновь арестовывался в июле и сентябре 1922. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край (начало срока — 14 ноября 1922). Находился в ссылке в городе Усть-Сысольске и селе Керчемье. Освобождён из ссылки в январе 1925. Вернулся во Владимир. В сентябре 1925 прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание. Вновь находился в заключении в январе-марте 1926.
С ноября 1926 года — управляющий Ивановской епархией. Власти предложили ему добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству.
Соловки и Туруханский край
2 января 1927 года арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). За «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским» приговорён к трём годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и, недолго, счетоводом, болел сыпным тифом.
В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла (Смирнова). В 1933 году вернулся во Владимирскую область, вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Позиция епископа Афанасия была близка к точке зрения митрополита Кирилла.