О знаменитости
Кандиду Портинари: биография
В ноябре 1957 года художник начал писать автобиографию, которой в том или ином виде занимался до своей смерти.
Последние годы
В апреле 1958 года в Брюсселе открылась выставка "50 лет современного искусства". Одна из картин Портинари, "Enterro na rede", была отобрана для участия в выставке как одна из ста лучших картин XX века. В июле он был приглашён в Мексику в качестве члена жюри первой Всеамериканской выставки живописи и графики. Кроме того, он стал единственным художником, чьи работы (39) экспонировались на выставке в отдельном зале.
В 1960 году Портинари и Мария Мартинелли разошлись после 30 лет в браке. Её присутствие всегда оказывало сильнейшее влияние на творчество художника, и после развода он впадает в прострацию. Кроме того, в апрале того же года правительство было переведено в новую столицу, Бразилиа, построенную в течение нескольких лет перед этим. В оформлении зданий принимали участие все крупнейшие художники страны, но Портинари только создал эскиз одной из панелей часовни во дворце Альворада. Эскиз, выставленный в 1958 году, был подвергнут разгромной критике, и художник так и не выполнил панель, тем самым вовсе не приняв участие в оформлении новой столицы. Это никоим образом не улучшало его морального состояния.
6 мая 1960 года родилась внучка художника Дениз, которая стала одной из центральных тем его позднего творчества. Он менее чем за два оставшихся ему года написал не менее 16 её портретов и большое количество стихотворений.
В августе 1960 года Портинари получил телеграмму из Мексики от жены Давида Сикейроса, которого посадили в тюрьму за пропаганду левых взглядов, с просьбой о вмешательства. Портинари немедленно послал телеграмму президенту Мексики Адольфо Лопесу Матеосу с просьбой освободить художника.
Осенью 1961 года художник выполнил три свои последние картины, после этого отправился во Францию, вместе с Марией, с которой они жили раздельно более года. Одной из целей путешествия было навестить живущего во Франции сына. По прибытии в Гавр Портинари сообщили, что ему запрещён въезд во Францию как персоне нон грата. По всей видимости, это было связано с его резкой критикой политики Франции в Тунисе. После переговоров, он всё-таки смог получить временную визу на 60 дней. В качестве условия он согласился не делать политических заявлений во время пребывания в стране.
12 декабря 1961 года Портинари вернулся в Рио-де-Жанейро и окончательно расстался с женой.
В 1961 году к нему вернулись симптомы свинцового отравления, которые в начале 1962 года настолько усилились, что он не смог работать. Кандиду Портинари умер 6 февраля 1962 года. Правительство Бразилии выразило соболезнования, а штат Гуанабара (фактически город Рио-де-Жанейро) объявил трёхдневный траур.
Творчество
В школе искусств Портинари получил классическое художественное образование, и во время своего двухлетнего пребывания в Европе познакомился как с великими мастерами прошлого (наибольшее влияние на него оказали Джотто и Пьеро делла Франческа, так и с современными французскими художниками, в том числе Матиссом и ван Донгеном. После возвращения в Бразилию он разработал собственную манеру, наиболее близкую мексиканским художникам Давиду Сикейросу и Диего Ривере. Подавляющее большинство произведений Портинари выполнены на тематику, так или иначе связанную с Бразилией или Латинской Америкой.
Портинари представлял фигуративное искусство в период, когда абстрактная живопись полностью доминировала. В довоенных картинах, как «Кофе», художник изображает деформированные человеческие фигуры, использует цвета. После начала войны его стиль изменяется под сильным влиянием «Герники» Пикассо. Цвет занимает минимальное место в послевоенном творчестве художника, многие картины выдержаны в серых тонах. (Росписи церкви Франциска Ассизского в Пампулье также монохромны, но выполнены синим).
Портинари также известен как иллюстратор, выполнивший иллюстрации к более чем десятку книг. Так, в 1944 году вышла книга классика бразильской литературы Машаду де Ассиса Посмертные записки Браса Кубаса с 88 иллюстрациями художника.
Память о художнике
В Бродовски открыт дом-музей Кандиду Портинари.
Именем художника названа автомобильная дорога (порт. Rodovia Candido Portinari), соединяющая города Рибейран-Прету и Франка. Дорога проходит через Бродовски и Бататайс.
Именем Портинари названы улицы во многих городах Бразилии. В Сан-Паулу есть Авенида Кандиду Портинари.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник