Поделиться:

О знаменитости

Риза-йи-Аббаси: биография


Риза-йи-Аббаси биография, фото, истории - персидский художник

персидский художник

Биография.

Риза родился в семье художника Али Асгара, работавшего при дворе шаха Исмаила II, однако точная дата его рождения неизвестна. Приблизительно в 1587 году Риза-йи-Аббаси был приглашен в художественную мастерскую шаха Аббаса I (правил в 1587—1629 гг.). Смена настоящего имени художника — Ага Риза на Риза Аббас, которое он принял в честь своего повелителя, вызвало в среде специалистов предположение, что это два разных мастера. И не только потому, что изменилось имя, но и потому, что его творчество за долгую жизнь претерпевало существенные перемены. В его рисунках первой половины 1590-х годов видно влияние художника Шейх Мухаммада, а в середине 1590-х годов он вырабатывает более динамичный и выразительный стиль. Для усиления динамичности Риза стал использовать линии разной толщины, что было новым в персидском искусстве рисования (хотя некоторые ученые приписывают это нововведение Садик Беку). Подобные особенности характерны для произведений Ризы-йи-Аббаси 1580-1590-х годов, среди которых есть несколько работ на отдельных листах, и четыре иллюстрации в книге «Шахнаме», которая создавалась по случаю вступления шаха Аббаса на трон, но не была закончена. Молодой художник не только показал великолепное мастерство в передаче фактуры тканей и меха, движения и индивидуальных особенностей, позировавших ему людей, но внес в репертуар персидской живописи новые темы, такие как полулежащая обнаженная женщина, и медитирующие шейхи. Рисунки Ризы 1590-х годов вызвали среди персидских художников волну подражания, что, впрочем, происходило практически во все периоды его творчества.

К началу 1600-х годов, когда столицей Персии стал город Исфахан, стиль Ризы достиг зрелости, и отчасти утратил свою спонтанность. И хотя он по-прежнему портретировал придворных, самыми проникновенными произведениями в этот период были портреты простых людей, вроде «Портрета каллиграфа» из Британского музея. К 1600-м годам Риза отказался от рваной, «каллиграфической» линии рисунка, линия портрета всё чаще становится замкнутой. Около 1603 года Риза принял титул «Аббаси», который добавил к своему имени. Однако вскоре после этого он покинул придворную жизнь, забросил работы в шахской китабхане (мастерской), и стал общаться с разной публикой из низших социальных слоев, такой, например, как уличные борцы. Замечательная серия рисунков людей, страдающих среди дикой природы, датируется именно этим периодом (1603—1610 годы), и вероятно отражает смятенное состояние души художника, а также неприятие замкнутой жизни шахского двора.

Через некоторое время, возможно, из-за нехватки средств, Риза возвращается в шахскую мастерскую. Его искусство в этот период становится более тяжеловесным, в нем нет той легкости и динамики, которая была характерна для 1590-х годов. Изменилась палитра художника, а место ясноокоих и стройных юношей в его произведениях заняли неповоротливые широкобедрые, с тяжелыми подбородками фигуры. Несмотря на то, что Риза в первой половине XVII века занимался книжной миниатюрой, основное число его произведений представляют собой портреты, выполненные на отдельных листах. В 1620-х годах Риза-йи-Аббаси, отдавая дань своему великому предшественнику Кемаледдину Бехзаду, создает несколько произведений по мотивам его рисунков.

Риза пережил своего владыку — шаха Аббаса I, умершего в 1629 году. За исключением миниатюр в книге «Хамсе» Низами, которые по большей части были созданы его учениками, позднее творчество художника состоит из разнообразных портретов, выполненных на отдельных листах. Эти поздние портреты, написанные с 1630 по 1635 — год смерти художника, демонстрируют его неувядающий интерес к характерам и новым темам, например, изображению женщины в объятьях возлюбленного, или европейца, поящего собаку вином. В 1620 годах струйка европейских визитеров к исфаханскому двору постепенно перерастала в большой поток, знакомя иранцев с европейскими художественными стилями, одеждой и манерами. И хотя Риза никогда не пользовался европейскими художественными приемами, вроде светотени или перспективы, похоже, что его забавляли вид и повадки иностранцев. Однако для некоторых художников — последователей искусства Ризы, европейское искусство оказалось неотразимым, а введение его элементов полностью изменило развитие персидской живописи.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора