Поделиться:

О знаменитости

Ротенфельд Юрий Александрович: биография


Диалектика Ю. А. Ротенфельда (современная диалектика, неклассическая диалектика)

Реконструируя философию досократиков, выявляя у ряда философов общие структуры мышления (как ноты в музыке), стремясь преодолеть ограниченность марксистско-гегелевской диалектики, Ротенфельд Ю. А. создал оригинальную неклассическую диалектику. Основана на дифференциации конкретного тождества на конкретные различия, чего не смог сделать Гегель. Является конкретно-всеобщим способом мышления в противоположность гегелевскому абстрактно-всеобщему. Первоначально развивалась «в тени» марксистской диалектики, но затем выделилась в самостоятельное направление. В ходе её создания Юрий Ротенфельд защитил две диссертации-кандидатскую и докторскую (кандидатская диссертация — «Проблема тождества и различия в научном познании» (1986), руководитель В. С. Готт. Докторская диссертация, консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики» (1991).) В 80-е развивалась Готтом и Ротенфельдом как «философия физики», то есть диалектика использовалась для интерпретации результатов физики и др.точных и фундаментальных наук, к осмыслению результатов НТР 60-70-х. Ведущей исследовательской темой была проблема дифференциации понятия «конкретное тождество», лежащего между абстрактным тождеством и абстрактным различием, на бесконечное множество конкретных различий. Каждое из этих понятий представляет собой сравнительное понятие, отражающее целый пласт реальности — структурное многообразие материального, природного или социального мира, тот или иной процесс его самоорганизации. Такой подход позволил произвести реконструкцию досократовской философии и на этой основе выделить утраченное в прошлом направление в теории познания, а, кроме того, позволил перевести современную философию с абстрактно-всеобщих позиций, на конкретно-всеобщие, объективизировав, тем самым, философское знание, сделав его однозначным. Это привело к открытию, что категории диалектики проявляют себя в физическом мире как отношения симметрии, («тождество»-"зеркальная симметрия", «соотнесенное»-"симметрия трансляции", «различие»-"асимметрия" и др.). Описана во многих статьях и публикациях автора («Биржа под названием жизнь», «Различие между мышлением философов и мышлением ученых» и др.), книгах «Запечатанная книга» (3-тома), Политиздат «Неклассическая диалектика».

Сейчас вышла новая книга автора «Миссия Патриарха». Связывает существование многих современных глобальных проблем не с научно-техническим мышлением, как это принято считать, а с отставанием гуманитарного мышления, гуманитарной культуры, гуманитарных наук от научно-технической культуры и её мышления. Работы автора часто обращены к вопросу: почему научное мышление продуктивно, почему наука и техника создают все новые и новые машины, механизмы, технологии, а гуманитарное мышление из века в век топчется на месте, не понимания толком, что такое человек, что такое развитие человека, как он должен развиваться? Ответ видится Ротенфельду в ущербности абстрактного мышления гуманитариев. Их науки не используют разнообразный аппарат высоких абстракций, математических абстракций, который используют точные науки (http://www.servicism.lg.ua/b_rot_st25.htm).

Почему у точных наук лучше, чем у гуманитарных, разработан аппарат высоких абстракций? Потому что они сознательно и целенаправленно используют логическую операцию «сравнение», сравнивая различные стороны реальности между собой и вырабатывая критерии сравнения. Важную идею Ротенфельда можно выразить так:"Экспликация имплицитных интенций, имманентно присущих современному постмодерновому социуму, убедительно доказывает…доказывает, что философам не следовало заниматься экспликацией имплицитных интенций", а следует осваивать сравнительные понятия, члены бесконечного ряда между абстрактым тождеством и абсолютным различием. Каждое из них представляет собой-гносеологически-объективную парадигму взгляда на мир, как «треугольник», «квадрат» или «круг» геометров, а онтологически-как часть объективной реальности, выраженной в отношениях симметрии и противолежания. К чему ведет отсутствие в гуманитарных науках и философии сравнительных понятий и четких критериев сравнения? К тому, что целые пласты объективной действительности, доступные точным наукам для изучения, гуманитариям оказываются недоступны. Например, колебания и волны. Физика описывает «свет» и «звук» как волны, а для гуманитариев «социокультурные ритмы» — тёмный лес; они путаются даже в основополагающих определениях типа «человек», «общество». Экзотичные термины типа «имплицитно» (вместо «неотъемлемо»), малопонятная и размытая «интенция» (вместо четкого «вектор»-точных наук) не улучшают суть дела. В результате ситуация в самих гуманитарных науках, а затем и в обществе-это «полифония», разноголосица, субъективизм (см.также философия).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора