Сабир: биография
В социальных сатирах Сабира впервые в азербайджанской литературе ставился вопрос о классовом угнетении; люди труда слышали в них призыв к борьбе за свои права. В политических сатирах нашли отражение разгон Государственной думы в России, интриги самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, деспотизм турецкого султана, происки международной реакции. Сабир призывал к просвещению, раскрепощению женщин, к свободе слова. В социальных сатирах «А что нам?», «Плач», «Попрошайка», «Что мне за дело?», «Жалоба старика» и других Сабир впервые в азербайджанской литературе поставил вопрос о неравенстве в обществе. Люди труда почувствовали в этих произведениях призыв к борьбе за свои попранные права. В стихотворении «Хлебороб» Сабиру не чужда светлая надежда, ему видится будущее сквозь тьму рабства и нищеты, он воспевает труд хлебороба, восхищается его любовью к земле-кормилице, утверждает право крестьянина на лучшую долю.
Ряд произведений Сабир создал совместно с Джалилом Мамедкулизаде. Вместе с ним и другими передовыми писателями Сабир создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления. Несмотря на преследования со стороны духовенства, натравливавшего на писателя темные массы, Сабир продолжал настойчиво бороться за свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами («Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.). Его стихи наряду с лучшими произведениями других молланасреддиновцев явились первыми образцами пролетарской литературы на азербайджанском языке и подготовили почву, на которой выросла затем азербайджанская советская литература.
Сабир прожил жизнь, которая принуждала его воистину терпеливо сносить все горести и заботы, выпавшие на его долю с детства: учёба в молла-хане с зубрежками и телесными наказаниями, тягостная для него служба в лавке отца, тяжелое материальное положение, землетрясение в Шемахе, разрушившее его дом, мыловарение ради заработка, отрывавшее его от творчества, многочисленная семья, которую надо было прокормить, преследования со стороны мракобесов за сатирические стихи, вынужденный переезд в Баку, преподавание в рабочей школе в Балаханах и новые угрозы расправы над ним, тяжелая болезнь и преждевременная смерть. Мирза Алекпер Сабир умер 12 июля 1911 года в расцвете творческих сил.
Жизни и творческой деятельности Сабира посвящены роман, пьеса, литературоведческие статьи и очерки, монографии. Произведения его переведены на многие иностранные языки.
Память
- Именем Мирза Алекпер Сабира в Азербайджане названы: город и район, теплоход, многие культурно-просветительные учреждения, улицы в городах и селах.
- В Баку ему установлен памятник, а в Шемахе открыт Дом — музей.
- Ежегодно в республике проводится День поэзии Сабира.
Библиография
- Хоп-хоп наме — полное собр. сочин. Сабира, Баку, Азернешр, 1934
- Сечилмиш Шерлери — избранные стихотворения, Баку, Азернешр, 1934.
- Бутун эсэрлэри, Бакы, 1934; Ноп?опнамэ, ч. 1—3, Бакы, 1962—65; в рус. пер. — Избранное. [Предисл. М. Ибрагимова, коммент. и примеч. А. Шарифа], Б., 1962; Избр. сатиры. [Предисл. Л. Пеньковского], М., 1962.
- Лит.: Шариф А., Жизнь и поэтическое творчество Сабира (1862—1911), М., 1951; Мирэ?мэдов Э., Сабир, Бакы, 1958; Заманов А., Сабир вэ муасирлэри, Бакы, 1973.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт