Поделиться:

О знаменитости

Антонио Сальери: биография


В 1776 году император Иосиф закрыл Итальянскую оперу в порядке протежирования опере немецкой — зингшпилю; эксперимент не удался, и шесть лет спустя деятельность Итальянской оперы была возобновлена, а Сальери вновь стал её капельмейстером; но на эти шесть лет ему пришлось в значительной мере перенести свою деятельность за пределы Вены, не только в Италию (его оперы помимо Милана ставились в Венеции, Риме и Неаполе), но и в Мюнхен, где, в частности, в начале 1782 года с большим успехом была поставлена его опера «Семирамида», написанная по заказу курфюрста Карла Теодора. Сальери успел внести свой вклад и в развитие зингшпиля: его «Трубочист» (Der Rauchfangkehrer, 1781), написанный на либретто придворного врача Марии Терезии Леопольда фон Ауэнбруггера, предшествовал знаменитому зингшпилю Моцарта «Похищение из сераля» (1782).

По стопам Глюка

Оперы Глюка будоражили предреволюционную Францию не только и порою не столько новизной формы, сколько содержанием: эзоповым языком античной трагедии или средневекового предания оперы Глюка проповедовали ценности «третьего сословия». Стареющий реформатор не только увлёк Сальери своими идеями, но и немало способствовал его карьере — сначала порекомендовав его дирекции «Ла Скала», несколько лет спустя — передав ему заказ французской Королевской академии музыки на оперу «Данаиды», который сам Глюк уже не мог выполнить по состоянию здоровья. Премьера оперы состоялась в апреле 1784 года, и с этого времени Сальери был не только любим парижской публикой, но и пользовался покровительством Марии-Антуанетты.

Антонио Сальери "Вначале музыка, затем слова Salieri 2: Ария Элеоноры.mpg



Все видео

«Данаиды» не были простым подражанием Глюку: создатель классических трагедий писал в своё время и комические оперы, но не имел обыкновения соединять трагическое и комическое в одной опере, как это делает Сальери, начиная уже с увертюры. У ученика вырабатывался собственный музыкальный стиль, построенный на контрастах, каких в то время не знала и классическая симфония. Исследователи находят немало параллелей между «Данаидами» и созданной двумя годами позже оперой-буффа «Пещера Трофонио», с одной стороны, и моцартовским «Дон Жуаном», написанным в 1787 году, — с другой; Дж. Райс высказывает предположение, что Моцарт осознанно «черпал вдохновение» в музыке Сальери.

В «Данаидах», как и в следующих операх Сальери, исследователи отмечают то качество, которого недоставало не только итальянской опере-сериа, но и Глюку: симфоническое мышление, создающее целое не из фрагментов, пусть даже объединённых в крупные сцены, а из естественного развития материала; и в этом отношении «Данаиды» и «Пещера Трофонио» также предвосхищают творчество позднего Моцарта.

В 1786 году в Париже Сальери сблизился с Бомарше, который также сыграл важную роль в его жизни. Плодом этой дружбы стала самая успешная, в том числе и в финансовом отношении, опера Сальери — «Тарар», представленная в Королевской академии музыки 8 июня 1787 года и вызвавшая ажиотаж, сравнимый только с постановками самых «скандальных» опер Глюка. В 1988 году, после 160-летнего перерыва, постановка «Тарара» потерпела неудачу, — историк музыки В. Браунберенс, помимо плохой режиссуры, связал неудачу с тем, что опера была настолько актуальна для своего времени, настолько связана с ним, что и ушла вместе с этим временем навсегда. (Изданная 17 лет спустя на DVD, эта постановка тем не менее пользуется успехом.)

Посвящая либретто оперы композитору, Бомарше написал: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». В этой полной аллюзий опере, действие которой происходит в Ормузе (Персия), народ в конце концов свергает жестокого и неблагодарного монарха и избирает правителем своего героя — Тарара; революционный пафос оперы, — которая, к тому же, и существовала в двух редакциях: одной для бурлящего Парижа, другой, под названием «Аксур, царь Ормуза», уже на либретто Л. да Понте, для консервативной Вены, — был понятен не всем, и потому она на протяжении десятилетий с неизменным успехом шла по всей Европе (чаще как «Аксур»), вплоть до Петербурга. Летом 1790 года Бомарше сообщал Сальери, что частью торжеств, посвященных первой годовщине взятия Бастилии, стало представление «Тарара» со специально написанным по этому случаю эпилогом.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора