Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, Московским Патриархатом — в 2000 году.
Миссионер на Аляске и в Осетии
Родился в семье псаломщика. Окончил Полтавскую духовную семинарию в 1902 году. С 1902 года служил в Алеутско-Аляскинской епархии, занимался миссионерской деятельностью.
- С 1 сентября 1909 года — духовник Александровской духовной семинарии (в городе Ардоне в Осетии), недолго исполнял обязанности инспектора семинарии. с освобождением от должности помощника епархиального миссионера.
- С 25 марта 1908 года — преподаватель Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.
- 4 октября 1908 года по состоянию здоровья освобождён от должности. Вернулся в Россию.
- С 1 августа 1902 года — учитель Уналашкинской миссионерской школы.
- 25 мая — 25 августа 1909 года — помощник епархиального миссионера Владикавказской епархии.
- 25 сентября 1905 года пострижен в монашество, с 2 октября 1905 года — иеродиакон с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому. С 25 марта 1906 года — иеромонах.
- С 1 августа 1906 года — настоятель Нугекского прихода и начальник Нугекской духовной миссии.
- С 1 июля 1905 года — учитель двухклассной миссионерской школы в городе Ситка.
Монастырская деятельность
- С 23 июня 1910 года — наместник Ярославского Толгского монастыря.
- С 11 мая 1912 года — игумен. В 1913 году им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Во время Первой мировой войны учредил при монастыре лазарет для раненых.
- С сентября 1915 года — настоятель Угличского Алексеевского монастыря.
- С 13 апреля 1910 года — наместник Могилёво-Братского монастыря.
- С 29 июня 1916 года — архимандрит.
Архиерей
С 15 февраля 1920 года — епископ Угличский, викарий Ярославской епархии.
В июле 1922 года был арестован, некоторое время находился в Ярославской тюрьме.
С 1924 года — архиепископ. В 1924 и 1925—1926 годах временно управлял Ярославской епархией.
В первой половине 1920-х годов входил в число консервативных архиереев, стоявших в идейной оппозиции Патриарху Тихону и группировавшихся вокруг настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) — так называемых «даниловцев».
Во главе церковного управления
29 декабря 1926 года вступил в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя, де-факто возглавив управление Патриаршей Церкви — после того, как были последовательно арестованы Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), его Заместители митрополиты Сергий (Страгородский) и Иосиф (Петровых). Последний подписал завещание, согласно которому в случае его ареста права Заместителя передавались архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), а если и тот не сможет принять дела — архиепископу Серафиму (Самойловичу).
Власти воспрепятствовали первым двум кандидатам возглавить церковное управление и в обязанности Заместителя местоблюстителя вступил сравнительно малоизвестный и молодой архиепископ Серафим. В своём послании просил епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой церкви и все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах. В то же время запретил в священнослужении архиепископа Томского Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.