Поделиться:

О знаменитости

Гаспара Стампа: биография


После графа Коллальто у Гаспары был ещё один любовник, которому она посвятила несколько своих сонетов, свидетельствующих о новой надежде на счастье в её сердце. Но Гаспаре не удалось восстановить своё душевное равновесие и здоровье, продолжая страдать, она умерла в 31 год. По одним источникам Гаспара покончила жизнь самоубийством; по другим источникам она умерла от внезапной болезни. Также известны версии о том, что будто бы её отравил граф Коллальто, или же она умерла от горя, услышав, что он женился. Последняя версия успешно опровергнута, так как он сочетался браком за три года до смерти своей бывшей любовницы, предпоследняя кажется немотивированной и неправдоподобной.

Была ли Стампа куртизанкой?

Встречаются и следующие биографические данные: «Становится высокосветской куртизанкой, вращается в изысканном обществе знатных людей, художников, которое ценит её за редкую красоту и способность „очаровывать“ окружающих. Её краткая жизнь свободной раскованной женщины проходит чередой мимолетных и страстных романов, из которой выделяются драматические отношения с графом Коллатино ди Коллальто».

Но всё же возможно, что сведения о том, что она была куртизанкой, являются ошибочными. Критики часто обсуждают этот вопрос. Предположение о том, что она была куртизанкой, впервые озвучил Абделькадер Сальза в своей статье Madonna Gasparina Stampa secondo nuove indagini в 1913 году, и это предположение повлекло за собой обильную полемику.

В отличие от двух других венецианок, куртизанок-поэтесс Вероникой Франко и Туллией д’Арагон, о занятиях которых сохранилось множество свидетельств современников и официальных документов (например, налоговых деклараций с указанием занятия), подобных источников о Гаспаре Стампе нет.

Абделькадер Сальза опирается на письмо монахини Анжелы Паоло, с которой Гаспара находилась в переписке, когда умер её брат. В нём монахиня, хотя и призывает Гаспару к жизни в монастыре, тем не менее, несмотря на ощущения Сальзы, не говорит ничего, что могло бы свидетельствовать о том, что её адресат занимается проституцией. Также он цитирует некую анонимную эпиграмму, где Гаспару называют шлюхой. Его выводы в настоящий момент считаются несколько натянутыми. Современные исследователи по большей части склоняются к мысли, что, вращаясь в интеллектуальном кружке ренессансных гуманистов и дискутируя с ними на равных, Гаспара действительно имела среди них любовников, но профессиональной куртизанкой, взимающей со своих посетителей плату, она не являлась, а была, скорее всего, тем, кого называют virtuosa — то есть профессиональной певицей .

По сути, этот вопрос не имеет никакого значения, потому что на её творчестве в любом случае это никак не отразилось. Кроме того, в Венеции, более чем в других итальянских городах, респектабельные незамужние женщины могли проживать самостоятельно. Она музицировала перед смешанной аудиторией, посещала салоны в домах мужчин и вела роман в стихах в открытой форме, что, возможно, говорит о том, что Гаспара была членом полусвета. Но если эта маргинальность и беспокоила её, то в стихах это никак не проявлялось.

Творчество

После её смерти сестра Гаспары Кассандра выпустила сборник стихов Гаспары «Стихотворения» («Rime», 1554), с посвящением поэту Джованни Делла Каза, архиепископу Беневенто, который был другом обеих сестёр. В сборник вошли 311 сонетов, канцон, секстин. Большая часть произведений посвящена истории любви Гаспары к графу Коллатино ди Коллальто. Её творчество является одним из самых важных комплексов женской поэзии XVI века.

Посмертный сборник не имел успеха. Гаспара Стампа оставалась всего лишь сноской в истории итальянской литературы, пока в 1738 году в Риме граф Антонио Рамбальдо (потомок графа Коллальто) с помощью Луизы Бергалли не выпустил переиздание её стихов. Он нашел первое издание в архивах своей семьи и решился на новое «желая хоть каким-то образом выполнить свой долг перед памятью такой выдающейся поэтессы». Для этого издания он распорядился выгравировать портреты поэтессы и её любовника, своего предка (в первом издании был только её портрет).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора