Гаспара Стампа: биография
Когда бы в сердце вы проникли мне,
Синьор, печалясь о моем уделе,
Вы внутренним бы взором разглядели
Тоску черней, чем видится извне.
Вы убедились бы, что я в огне:
Не на минуту, дни или недели,
На годы страх и ревность овладели
Душой – по Купидоновой вине.
Там вы себя узрели б на престоле
В сияющем дворце, откуда вас
Прогнать не властно исступленье боли.
Вы бы узнали, что давно погас
Других желаний свет, и поневоле
Я меркну ради блеска ваших глаз.
Это второе издание стало популярным, дав вдобавок почву для роста романтической легенды о Гаспаре, которая циркулировала в Италии следующие два века. По-настоящему творчество Стампы было оценено в эпоху романтизма.
Сборник Гаспары является своего рода дневником: она выражает и радость, и расстройство. Она использует различные типы стихов — сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, капитулы. Согласно сонету II, она познакомилась с графом во время Рождества, и это была любовь с первого взгляда. Далее следует время счастья, потом сомнения, разрыв и страдания. Затем идут несколько сонетов, посвящённых новому любовнику. Они не так ярки, как предыдущие, и имеют более приглушённые интонации, но показывают, что новая надежда проникла в её сердце. Предполагают, что своей повествовательной структуре сборник обязан не автору, а её сестре, которая возможно расположила стихи в таком порядке, чтобы они производили должное впечатление.
Её стихия — непосредственные чувства и исповедальность. Основная тема её произведений — история любви к Коллальто. «Они изображают шаг за шагом развитие страсти к возлюбленному, во всех её изменчивых проявлениях, от величайшего счастья до горького отчаяния; они отличаются страстным пафосом». «Поэтесса сравнивала его со всеми богами античного Парнаса, однако не могла и не хотела скрыть его жестокость и непостоянство». «Она была поэтом против собственной воли. Она писала для себя и для него: эти сонеты были всего лишь письмами в их переписке, сжатые и пылкие страницы её личного дневника».
И. Голенищев-Кутузов отмечал, что страстная поэзия Стампы нарушает каноны поэзии Петрарки: вместо недостижимого идеала она обращается к «земной любви и земным страстям». Она используют упрощённую — в образах и лексических формах — традицию Петрарки: «Цитаты из Петрарки в стихах Гаспары Стампа очень многочисленны, но поэтессе не удаётся в полной мере придерживаться необходимой стилистики, и она использует лексику и схемы Петрарки достаточно поверхностно и упрощённо» . Особую ценность её стихам придают непосредственные чувства и исповедальность.
В культуре
- Simon Vouet (1590—1642) изобразил её в виде Каллиопы в своей картине «Аполлон и музы», Будапешт.
- Jacopo Cabianca. Gaspara Stampa dramma in versi. Пьеса включает следующих персонажей: Гаспару, её сестру, графа Коллатино, Биче Контарини, Лоренца Вениреа и художника Чезарино да Мурано.
- Повесть Диодаты Салуццо Роеро «Гаспара Стампа»
- Немецкий поэт Райнер Мария Рильке упоминает Гаспару в первой из своих «Дуинских элегий», которая часто считается одним из самых великих его произведений: «Ты о Гаспаре Стампе вдоволь передумал? достойный пример, чтобы девушка всякая, от которой любимый ушёл, грезила: стану ль как та, любящая?».
- В начале XX века одна из её знаменитых строк — «жить пылая и не чувствовать боли» («viver ardendo e non sentire il male») изберёт своим жизненным принципом один из автобиографических персонажей Габриэле Д'Аннунцио, Стелио Эффрена, главный герой романа «Огонь» («Il fuoco»), чтобы подчеркнуть своё особенное отношение к жизни.
- Тот же сонет, откуда была взята эта строка, привлёк внимание композитора: Джильберто Боско написал «Dedica» для сопрано, флейты, кларнета и горна (1982).
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт