Биография
Родился в семье офицера, прошедшего Великую Отечественную войну; после демобилизации — преподавателя русского языка и литературы, директора школы. Мать — портниха и преподавательница на курсах кройки и шитья; в семье было трое детей.
Детство прошло на Украине — в Херсонской области, в степи. Вадим был болезненным и впечатлительным ребёнком.
В 1952 семья возвращается в родной город матери, в Ленинград. Вадим начал рано рисовать и первые уроки рисунка получил в кружке рисования в Доме культуры им. Цюрупы (1961—1963).
В 1963 поступил в Ленинградское Художественное училище (ныне — Таврическое им. Н. К. Рериха), откуда был исключён со второго курса за «формализм»; работает год на Кировском заводе штамповщиком, затем восстанавливается в училище и заканчивает его с дипломом (1968).
В 1968—1973 он занимается в так называемой группе «Эрмитаж», которой руководил Г. Я. Длугач: изучает структуру композиций старых мастеров в Эрмитаже (в частности, — Н. Пуссена, П. П. Рубенса, Ф. Гальса; в этой группе принимал участие и профессор Вадима по Художественному училищу — А. П. Зайцев). Классическая живопись, античная скульптура, мифология оказали сильное влияние на последующее творчество В. Филимонова.
Он принимает активное участие в художественном движении независимого искусства и выставляет свои работы в ДК им Газа в декабре 1974 г. (всего четыре работы, в том числе — «Интерьер с Афиной» и религиозный триптих).
Через год, в годовщину «бульдозерной выставки» в Москве, он — единственный, кому удалось выставиться с тремя работами в Беляеве. Вскоре он был арестован и провёл в общей сложности полтора года в «Крестах» и в лагере, по официальной версии — «за злостное хулиганство».
Освобождённый в мае 1978, он был принуждён эмигрировать в конце того же года. Жил в Австрии, провёл девять месяцев под Римом в Италии, и в конце ноября 1979 уехал в США как политический эмигрант. В 1979—1985 живёт и выставляется в г. Буффало штата Нью-Йорк (рядом с Великими озёрами и Ниагарским водопадом).
В мае 1985 он становится американским гражданином и уезжает в Германию, где работает в журнале «Посев» в качестве художника. Германия ему всегда импонировала, от готической и романской архитектуры, от Дюрера до экспрессионизма (предпочитаемые экспрессионисты — О. Дикс, Г. Гросс; он так же любит В. Кандинского и сюрреалиста М. Эрнста); от Иоганна Экхарта в мистике до Т. Манна и Э. М. Ремарка в литературе.
На некоторое время он отходит от живописи, увлечённый судьбой своей исторической Родины — России, но после перестройки постепенно возвращается к живописи и даже начинает участвовать в выставках в Ленинграде-Петербурге: в «Манеже», в Гавани (1988—89), в ЛОСХе (в выставке «Тысячелетие Христианства в России»).
В 1991 открывается его персональная выставка в Гамбурге, в галерее «Проспеттиве де Арте». Его же передвижная выставка «Диалог иллюзий» состоялась в Казани, Ставрополе, Рязани и Москве, в 1994. Тогда же Русский музей покупает у него четыре работы.