Поделиться:

О знаменитости

Арн Цейтлин: биография


Арн Цейтлин биография, фото, истории - еврейский драматург, писатель, поэт, художественный критик, издатель

еврейский драматург, писатель, поэт, художественный критик, издатель

Биография

Детство провёл в Гомеле и Вильне, в 1907—1939 гг. жил в Варшаве.

Начал печататься в периодических изданиях на иврите (Ха-Ткуфа и Ха-Шиллоах). Первое опубликованное произведение — стихотворение «Матронита» (1914). В 1920 с братом Эльхононом (1902—1942) пытались репатриироваться в Эрец-Исраэль (Палестину) и провёл девять месяцев в поселении Зихрон-Яаков. В Палестине познакомился с поэтом Й.-Х. Бреннером и переписывался с ним до самой гибели поэта во время арабского погрома 1929 года в Яффо.

Вернувшись в Варшаву в 1922 г. опубликовал первый поэтический сборник Шотнс афн шней («Тени на снегу» на идише), позже — апокалипсическую поэму на иврите «Метатрон» (Ангел смерти). С 1926 г. был литературным редактором варшавской ежедневной газеты на идиш Ундзер-экспресс.

В конце 20-х годов Цейтлин стал популярным драматургом. Пьеса Цейтлина «Бреннер» (1927) о трагической судьбе Хаима Бреннера — еврейского поэта, мистика, посвятившего немало усилий синтезу сионизма и Русской революции, иудаизма и христианства и погибшего во время беспорядков в Палестине. В 1929 г. написал пьесу «Янкев Франк», в которой сталкиваются образы восставших против традиционных авторитетов и средневековых устоев еврейской жизни Якова Франка и рабби Исроэла Бал Шем Това. Бал Шем Тов создал новое мистическое учение, проповедующее достижение радости, как главную религиозную цель и всколыхнувшее народные массы, а Франк в конце концов отчаялся в борьбе и ушёл под покровительство католической власти, а позже перешёл в католицизм. Многие из последователей Франка породнились с польским дворянством и сыграли значительную роль в польской истории.

Роли евреев в польской истории посвящена и «Эстерке и король Казимир Великий: еврейско-польская мистерия» — историческая драма (1929—1931) о судьбе еврейской девушки, возлюбленной польского короля. В межвоенной Польше легионов тема принадлежности к польской истории для евреев была существенной.

В 1935 г. Цейтлин совместно с Ициком Башевисом-Зингером (будущим Нобелевским лауреатом по литературе) учредили в Польше художественный журнал, гордо названный «Глобус». Цейтлин вырабатывает идеи «идео-пластического театра», основанные на принципах «театра масок» Мейерхольда и Московского еврейского пролетарского театра АРТЕФ. Цейтлин связывает синтез театра и кино с пропагандой еврейской культуры.

В 1934 г. Цейтлин публикует в «Глобусе» сатирическую антиутопию «Еврейское государство, или Вейцман Второй» (Ди идише мелухэ одэр Вейцман дэр цвейтэр) где жестоко высмеивает сионистский проект и современные ему политические порядки в еврейской общественной жизни. В пьесе пророчески предсказывается не только грядущая война и уничтожение европейского еврейства, но и многие уродливые явления современной израильской жизни. Цейтлин определил пьесу как маскн-шпиль («игра масок») и посвятил её редактору крупнейшей социалистической идишистской газеты в Нью-Йорке Аврааму Кагану.

В 1939 г., накануне Второй мировой войны Цейтлину удаётся уехать в США для постановки пьесы в Нью-Йорке. Вся семья Цейтлина погибла во время Холокоста. В пьесе Ин кейнэмс ланд («В ничьей стране»), поставленной в Варшаве в 1938 г., Цейтлин предвидел ужасы надвигающегося Холокоста. К теме уничтожения европейского еврейства он вернулся в 1957 г. В поэме Бен ха-эш ве-ха-йеша («Между огнем и избавлением», иврит).

Цейтлин работал сотрудником нью-йоркской ежедневной газеты «Моргн-журнал» и профессором еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. Он оказал значительное влияние на еврейскую культурную жизнь в послевоенной Америке. Он писал рассказы, философские эссе, стихи, спорные статьи, а также популярные труды по парапсихологии. Ему принадлежит замечательно эссе о ребе Нахмане из Брацлава. Много переводил из американской и польской литературы на идиш и иврит. Неоднократно посещал Израиль, выступал с лекциями. В поэзии Цейтлина философские размышления соседствуют с «чистой» лирикой. Цейтлин пытается отразить в своей поэзии мотивы еврейской мистики. Творчество Цейтлина испытало влияние как европейской культуры, так и еврейской письменности.

Умер в 1973 году в Нью-Йорке, похоронен в Иерусалиме.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора