Исполнение Чистяковым песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора Чистякова.
Жизнь Виктора Чистякова оборвалась, когда ему было всего 28 лет. Самолёт, на котором он летел, Ан-10, разбился в авиакатастрофе под Харьковом утром 18 мая 1972 года. В 1993 году к пятидесятилетию Чистякова вышла книга воспоминаний об артисте, она называлась «Виктор Чистяков — гений пародии». О жизни В. Чистякова также снят документальный фильм «Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова».
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище, участок 39, в конце Канавной дорожки.
Творчество
- «Концерт по заявкам» — пародия на Л. Утесова, Л. Зыкину, П. Бюль-Бюль оглы, И. Козловского, Э. Пьеху, М. Магомаева и других популярных исполнителей.
- «Голубые города» — пародии на популярную песню (как, по мнению пародиста, её исполнили бы Иван Козловский, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, а также Мирей Матье и Луи Армстронг).
- «К юбилею „Ленфильма“» — пародии на Эдиту Пьеху и Людмилу Зыкину.
Тексты пародий ему писали в разное время актёр Станислав Ландграф, поэты Илья Резник и Юрий Энтин. Вот что вспоминал об этом Юрий Энтин:
Уникальность Чистякова заключалась в его непревзойдённой способности подражать женским голосам (К. Шульженко, М. Кристалинская, Э. Пьеха, М. Матье, А. Герман, но особенно Л. Зыкина). Обладая голосом теноровой природы и редкостным музыкальным слухом, Чистяков блестяще копировал певцов-теноров И. Козловского, Н. Сличенко, Бюль-Бюль оглы, однако с успехом воспроизводил и баритоновые голоса Э. Хиля, В. Трошина. Чистяков не учился пению профессионально, однако он пел как мастера бельканто И. Козловский и С. Лемешев. Такой огромный музыкальный дар сочетался с тончайшей актёрской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности пародируемого. В результате, по мнению И. Резника, зачастую Чистяков пел лучше чем сам пародируемый. Большому успеху Виктора способствовала ловкость и подвижность его тела, он легко и вдохновенно танцевал и исполнял различные акробатические трюки, а также остроумные стихи И. Резника и Ю. Энтина. На два последних года жизни Чистякова приходится его огромная популярность. Чистяков работал на телевидении, радио, в последний год жизни переехал в Москву и был принят в труппу театра на Таганке.
Личный друг Чистякова Юрий Энтин готовил Чистякову большую карьеру в мультипликации. По воспоминаниям Энтина, он практически предчувствовал несчастье, которое должно случиться с Виктором. Предчувствовал его, видимо, и сам Чистяков, о чём вспоминал Геннадий Хазанов:
Как мог, Энтин пытался воспрепятствовать поездке Чистякова на юбилей Харьковского театра оперетты. Но утром 18 мая Чистяков опоздал на харьковский борт, и ради него самолёт остановили на рулёжке и дали возможность Чистякову сесть. Неожиданная гибель Чистякова осталась невосполнимой утратой для эстрады. Как сказал по этому поводу Геннадий Хазанов,
Фильмография
- 1969 — Похищение — пародии на Ивана Козловского, Клавдию Шульженко, Муслима Магомаева и Ольгу Воронец.
- 1969 — В тринадцатом часу ночи — пародия на Эдиту Пьеху, на фильм «Шербурские зонтики»
- 1970 — Спеши строить дом
Объекты пародий
- Советские исполнители
- Зарубежные исполнители
- Луи Армстронг
- Анна Герман
- Том Джонс
- Робертино Лоретти
- Мирей Матье
О пародиях на зарубежных исполнителей Юрий Энтин вспоминал:
- В 1998 году создан и действует Санкт-Петербургский Театр двойников и пародии Жанэ Пати имени Виктора Чистякова.
зачем сюда добавили клип "В ночь на Рождество"? Это совсем другой певец, тоже рано умерший.