Жан-Жак Руссо: биография
По Руссо осуществить эти справедливые идеалы была способна только республика. В своем романе «Новая Элоиза» он говорит о могуществе любви свободной, которая не знает ни сословной розни, ни лицемерия. Успех этой книги был потрясающим, и на тот период Руссо обрел известность не как родоначальник новой философии, а как автор великолепного романа и представитель литературного течения сентиментализма, ставящего чувство гораздо выше разума.
Как это ни странно, а одновременно Руссо выступал против современной ему культуры. Театр он считал неестественным и нарочитым, а потому ненужным, а религию обязательной. По его мнению, основой человеческой сущности является мощное религиозное чувство, ведущее каждого человека к некоему верховному существу. По сути, Руссо был приверженцем деизма, но его понятия весьма отличались от понятий Вольтера – деизм Руссо не космологический, но нравственный. Атеизм же Руссо считал мировоззрением аристократов.
В 1762 году Руссо написал и педагогический роман «Эмиль» или «О воспитании». В книге была изложена новая демократическая система, которая должна формировать добродетельных, трудолюбивых граждан. Это сочинение стало настольным у Робеспьера – деятеля Французской революции.
Но все успехи на поприще литературы и философии не давали Руссо ни душевного покоя, ни достаточных средств к существованию. К тому же, на него обрушилась критика и травля как французских, так и нидерландских клерикалов и королевских чиновников. Выход политического трактата Руссо «Об общественном договоре» и романа «Эмиль» буквально взорвали парижский парламент, и депутаты начали требовать кары для автора столь вредных произведений. Удивительно, но в просвещенной, казалось бы, Франции королевский суд вынес приговор сожжения обеим книгам, что и было произведено при большом стечении народа. Также суд постановил арестовать Руссо. Предупрежденный философ бежал ночью в Швейцарию, но и здесь подвергся преследованию – по постановлению совета Женевской республики от 19 июня 1762 года его книги сожгли в Женеве перед ратушей, а их автор был вынужден искать защиту в других государствах.
Письмо к королю Пруссии Фридриху II возымело свое действие, тем более что прусский король привечал всех изгнанников, стоявших поперек горла Франции. Губернатор Невшателя, лорд Кейт, получил указание короля приветить Руссо и поселил его на своей даче, а позже в предгорной деревне Мотье. Здесь, в уединении, Руссо писал мало, но и этого хватило, чтобы вызвать возмущение духовенства Невшателя и протестантского мира. Философ снова бежал, на этот раз на остров святого Петра посреди Бильского озера. Впрочем, и здесь его не оставили в покое, и Руссо в конечном итоге оказался в Страсбурге.
Не ожидая дальнейших гонений, друзья предложили Руссо уехать на туманный Альбион – в Англию. Тем более что его пригласил к себе философ Дэвид Юм. Руссо отправился в Лондон и поселился в его окрестностях, в Чезвике. Вскоре к нему приехала Тереза. По просьбе Руссо Юм и его друзья предоставили изгнаннику для проживания Дербенширский замок – философу хотелось быть подальше от общества. Но и там Руссо покоя не обрел и переселился, не уведомив друзей, в местную деревушку. Измученный гонениями, философ уверился, что друзья отвернулись от него, и уверенность эта вскоре стала болезнью – Руссо обзавелся манией преследования и безмерной подозрительностью.
Однако друзья и не думали его оставлять. Когда Руссо, обиженный на Юма, в 1767 году покинул внезапно Англию и вернулся во Францию, они очень старались создать ему безопасные и спокойные условия, но больной философ мучился одиночеством и страхами, нигде не находя покоя. В 1768 году он оставляет Терезу и уезжает в путешествие по старым и знакомым местам. Посетив могилу своей первой возлюбленной, госпожи де Варане, он поселился в небольшом городе Вургоэне, между Шамбери и Лионом, и вызвал к себе Терезу, решив скрепить их отношения браком.
Но философом владела жажда снова жить в Париже. В 1770 году он поселился в столице Франции, на улице Платриер, названной позднее его именем. В это время произошло бракосочетание принца с Марией-Антуанеттой, и политические репрессии были временно приостановлены. Руссо получил возможность свободно перемещаться по Парижу, посещать знакомых и друзей. Никаких особых творческих планов он уже не вынашивал, занимаясь больше оправданием собственных поступков прошлого и самоанализом. Свою «Исповедь» Руссо так и не закончил.
Весной 1778 года в распоряжение Руссо маркизом де Жирарденом был предоставлен особняк в предместье Парижа, Эрменонвиле. 2 июля 1778 года Руссо совершил продолжительную прогулку, а по возвращении домой ощутил острую боль в области сердца. Он прилег отдохнуть на кушетку, но очень скоро со стоном свалился на пол. Вбежавшая Тереза помогла мужу подняться, но Руссо вновь упал и, ударившись о край комода, потерял сознание и скончался. Смерть Жан-Жака Руссо возбудила много слухов – особенно касательно обширной раны на лбу. Было высказано мнение, что философ покончил счеты с жизнью самостоятельно, но подтверждений этому не нашлось. Похоронили Руссо в Эрменонвиле, на «Острове тополей».
11 октября 1794 года, спустя шестнадцать лет после смерти, прах Руссо был эксгумирован, торжественно доставлен в Пантеон и захоронен рядом с Вольтером.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт