Константин Бальмонт: биография
Впрочем, сей странный роман не мешал поэту вести в реальности далеко не размеренную личную жизнь. В 1901 году у него родилась дочь Нина, и примерно тогда же он познакомился с Еленой Цветковской, дочерью генерала, студенткой Сорбонны и страстной своей поклонницей. Цветковская ловила каждое слово поэта, и очень быстро он не столько влюбился в нее, сколько стал нуждаться в ее преданности. Бросать жену поэт не хотел, и его жизнь разделилась: он то возвращался к семье, то уезжал с Цветковской.
В 1900 году вышел сборник Бальмонта «Горящие здания», совсем не похожий на прежние и занявший в его творчестве центральное место. Стихи из этого сборника принесли автору всероссийскую известность и статус одного из лидеров нового поэтического движения – символизма. Десять лет после выхода «Горящих зданий» корона русской поэзии безраздельно принадлежала Бальмонту – остальные поэты или пытались подражать ему, или с неимоверным трудом отстаивали самостоятельность. К этому времени образ жизни поэта переменился: усидчивые домашние занятия чередовались с кутежами, и жена разыскивала его по всей Москве. Но вдохновение не уходило, и Бальмонт писал очень много, удивляясь и радуясь глубинам собственной души. Уже следующая книга «Будем как солнце», появившаяся в 1902 году, разошлась за полгода тиражом почти в две тысячи экземпляров – неслыханный успех для стихотворного сборника.
Однако и революционные настроения поэта не покинули. В 1901 году Константин Дмитриевич участвовал в студенческой демонстрации у казанского собора, требуя отмены указа о прохождении солдатской службы неблагонадежными студентами. В марте Бальмонт прочел на литературном вечере «Маленького султана» – стихотворение, критикующее режим террора и императора. Результатом стала ссылка из Петербурга и запрет на проживание в столице и университетских городах сроком на три года. Несколько месяцев Бальмонт прожил в имении Волконских, а весной 1902 года уехал в Париж. Больше года он путешествовал по Европе, затем ненадолго вернулся в Москву, откуда отправился в Прибалтику и снова в Европу. Слава следовала за ним – повсюду создавались поэтические кружки последователей-«бальмонистов», и их члены подражали своему кумиру не только в стихах, но и в образе жизни. По словам Валерия Брюсова, Россия буквально влюбилась в Бальмонта.
В 1904-1905 годах в издательстве «Скорпион» вышел двухтомник стихотворений Бальмонта (впоследствии превратившийся в десятитомное собрание сочинений), а сам поэт в начале 1905 года уехал в Америку – путешествовать по Мексике и Калифорнии. Его путевые очерки и заметки вместе с вольными переводами индейских космогонических преданий вошли впоследствии в книгу «Змеиные цветы», изданную в 1910 году.
Из Америки Константин Дмитриевич вернулся в 1905 году и немедленно окунулся в политическую жизнь России. Сблизился с Горьким, активно работал в социал-демократической газете «Новая жизнь» и в парижском журнале «Красное знамя». По счастью, в вооруженном московском восстании Бальмонт участвовал в основном стихами – но все же постоянно торчал на улицах, произносил перед студентами пламенные речи, строил баррикады и носил с собой заряженный револьвер. Правда, быть арестованным поэту больше не хотелось – и в новогоднюю ночь он уехал во Францию, где и остался на целых семь лет, полагая себя настоящим политическим эмигрантом.
Поселился Бальмонт в Пасси, парижском квартале, но все годы эмиграции очень много путешествовал – ездил по Европе. был на Балеарских островах, в Египте, на Канарских островах, в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Индии, в Полинезии и на Цейлоне. Особенно глубоко впечатлили его жители Океании.
О родине поэт тосковал постоянно и остро, но возвращаться опасался – и, скорее всего, опасался правильно. Царская охранка считала Бальмонта политически неблагонадежным и опасным, сохраняя над ним негласный надзор даже в Европе. Его книгу «Стихотворения», изданную в 1906 году в Петербурге, конфисковала полиция, сборник «Злые чары» того же года арестовала цензура «за богохульство», а «Песни мстителя», вышедшие через год в Париже, запретили распространять в России. Видимо, первая русская революция сказалась и на увлечении Бальмонтом былинной стороной славянской культуры – но о сборниках «Жар-птица. Свирель славянина» и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» критики отозвались весьма пренебрежительно.
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт