Поделиться:

О знаменитости

Нина Александровна Велехова: биография


Нина Александровна Велехова биография, фото, истории - театральный критик и писатель, один из самых авторитетных обозревателей и аналитиков театрального процесса в Советском Союзе и затем в послесоветской России на протяжении 1950—1990-х годов
День рождения 10 декабря 1918

театральный критик и писатель, один из самых авторитетных обозревателей и аналитиков театрального процесса в Советском Союзе и затем в послесоветской России на протяжении 1950—1990-х годов

Биография

Родилась в Москве в семье переехавших в столицу в начале прошлого века уроженцев Баку – обрусевшего немца Александра Александровича Канненберга, личного юрисконсульта российского нефтепромышленника С.Г. Лианозова, и воспитаницы пансиона благородных девиц им. Св.Нины Александры Андреевны Ракитиной. В годы Большого террора потеряла любимого старшего брата Анатолия . В начале войны, рискуя жизнью, спасла отца от неминуемой высылки, которой подверглись все этнические немцы. Спрятав его, она предложила явившемуся с ордером наряду НКВД, что сама отправится в ссылку вместо отца. Неожиданно закончилось это, продолжавшееся более суток неравное противостояние, на протяжении которого наряд дежурил в засаде на квартире на Спиридоновке, 16, а рядом с Ниной Велеховой, тогда еще Канненберг, отказывавшейся выдать местонахождение отца, неотлучно был ее однокурсник Юлий Шуб (сам – сын расстрелянного), с которым они только что расписались. Победили слабые: конвой, махнув рукой, ушел.

Любовь к театру возникла в детстве: мама Н.А. Велеховой работала машинисткой в знаменитом тогда Госцентюзе (впоследствие МТЮЗе), романтические спектакли и звезды этого театра – Лев Потемкин, Георгий Дебрие, Валентин Колесаев, Марина Зорина, Нина Сытина и другие – навсегда остались среди самых ярких театральных впечатлений будущего критика. После Госцентюза, в годы юности любимым театром стал Вахтанговский с его яркой, праздничной формой, с его великолепными актерами, в частности, самым красивым театральным дуэтом страны, Дмитрием Дорлиаком и Валентиной Вагриной, блиставшими в инсценировке «Человеческой комедии» Бальзака.

Профессиональная деятельность

Окончила ГИТИС в 1944 году. Ученица Б. В. Алперса. Начав литературную деятельность в 1945 году, на протяжении более чем полувека регулярно выступала в периодической печати. Ее острые, полемические статьи и очерки в «Литературной газете», журнале «Театр», газете «Советская культура» и др. неизменно вызывали бурные дискуссии в профессиональной среде и активный читательский отклик. Одни соглашались с ее оценками — к примеру, активной поддержкой поисков Театра на Таганке или критическим отношением к творчеству режиссера Анатолия Эфроса, — другие спорили, но никто не мог отрицать, что эти оценки были независимыми и аргументированными. Человек, для которого независимость была кредо, она никогда не примыкала ни к каким группировкам - ни к "левым", ни к "правым". Поэтому и "правые", и "левые", неоднократно зазывавшие ее в свои лагеря, относились ревниво к авторитету, которым она пользовалась среди практиков театра, актеров и режиссеров, но не могли ее не уважать. В те годы - что покажется сегодня парадоксальным - "правыми" именовались лояльные власти коммунистические ортодоксы, а "левыми" - либеральные фрондеры.

Сторонник яркого, метафорического и поэтического театрального языка, она была столь же последовательным критиком популярного в те годы унылого сценического «правоподобия», бескрылого, «фотографического» реализма. Собственно, первой в отечественном театроведении она стала анализировать язык режиссуры как таковой, сделав это в своей работе "Образ охлопковского спектакля" (1947) и развив впоследствии во многих статьях и книгах. Ее неоднократно критиковали с высоких трибун за апологию формализма, что в те годы считалось большой "идейно-политической ошибкой".

Особая заслуга принадлежит Н.А. Велеховой в исследовании творчества Вс. Мейерхольда: ее фундаментальный очерк "Говоря с Мейерхольдом" (1969) был первым после восстановления доброго имени Мастера опытом осмысления его вклада в театральное искусство, его режиссерского новаторства. В дальнейшем имя Мейерхольда прошло красной нитью через все ее творчество. Три ее главных театроведческих труда, написанные ярким, образным языком и читающиеся как произведения настоящей литературы, составляют трилогию, посвященную прямым ученикам Мейерхольда, выдающимся режиссерам Николаю Охлопкову ("Охлопков и театр улиц"), Борису Равенских ("Одна жизнь, или История Бориса Равенских...") и Валентину Плучеку ("Валентин Плучек и привал комедиантов на Триумфальной,2").

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора