Аарон Давид Гордон: биография
Хотя Гордон был близок к марксизму в своём протесте против частной собственности на землю и орудия труда, а также во взглядах на эксплуатацию, он отвергал марксизм как философию индустриальной эры, рассматривающую человека в отрыве от природы и естественных условий жизни, направленную только на реформирование экономической системы, при этом не давая ответа на фундаментальные вопросы бытия. Он считал, что экономическое неравенство связано с укоренившимся культом богатства и стремлением к существованию за счёт остальных, и исправить это можно только с помощью всеобщего совместного труда. С точки зрения Гордона, трагедия еврейского народа была связана не столько с рассеянием и преследованиями, сколько с вынужденным отрывом от созидательного труда. В его идеологии не было места политическим процессам, он холодно воспринял декларацию Бальфура и критически относился к созданию еврейских вооружённых формирований в ходе мировой войны, настаивая на том, что вначале должно завершиться освоение евреями Земли Израиля с помощью создания сети сельскохозяйственных поселений. Гордон категорически отвергал использование арабского труда в этих поселениях, рассматривая его как эксплуатацию одного народа другим.
Гордон был сторонником интеграции идей, считая, что возрождение еврейского народа может пойти разными путями. В частности, он стремился к синтезу идей духовного национализма Ахад-ха-Ама и материалистического индивидуализма М. Й. Бердичевского, результатом которого и стала его «идея труда».
Роль в сионистском движении и увековечение памяти
Идеи Гордона оказали влияние на программу движения (впоследствии партии) «Ха-Поэль ха-Цаир», хотя официально он не был её членом, отвергая партийное деление в ишуве. После смерти Гордона его имя было присвоено молодёжному движению «Гордония», среди основных принципов которого был акцент на самостоятельном труде, а также идея возрождения самодостаточной еврейской нации на Земле Израиля.
В кибуце Дгания-Алеф создан музей Аарона Давида Гордона. Его сочинения были изданы посмертно (1928—29) в пяти томах и переизданы в трёх томах в 1951—53 годах.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
английский философ и педагог
немецкий философ, представитель идеализма
английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века
древнегреческий ученый и философ
философ, один из создателей немецкой классической философии
основоположник марксизма, автор «Капитала»
итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт
философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства