Культ Акашагарбхи
Учение Акашагарбхи обрело особую популярность в Китае и Японии, хотя, как считается в школе Сингон, сначала Учение получил индийский махасиддха Нагарджуна, а затем Оно перешло к Нагабодхи, от которого передачу получил Шубхакарасимха (637-735), который прибыл в Китай в 716-м году и взял имя Шань Увэй. Затем учение пришло в Японию вместе с монахом школы Санрон, обучавшемся у Шань Увэя.
Акашагарбху соотносят с Венерой. В китайской астрологии Венера зовётся «Большой Белой» (кит. ?? Tai Bo). Иногда её называют «Рассветной Звездой», т.к. это связано с особыми тайными тантрическими практиками Акашагарбхи, выполняемыми на рассвете, пока Венера ещё видна. Венера отождествляется с белым цветом и западным направлением. При солнечных и лунных затмениях проводят специальные ритуалы, связанные с Акашагарбхой.
Есть особая практика принятия прибежища и почитания Акашагарбхи, в которой начитывают Его дхарани и созерцают «Рассветную Звезду». В ходе выполнения этой практики можно реализовать состояние, называемое «Вступления в уста», когда Акашагарбха в виде «Рассветной Звезды» сходит с неба и влетает в рот адепту. При этом наставники японской традиции «Миккё» (яп. ?? Mikky? («Тайное Учение»)) утверждают, что это не аллегория, а так происходит на самом деле. В тантрических традициях, почитающих Акашагарбху, рассматриваются доктрины о пяти первоэлементах, их взаимодействиях между собой и превращениях. Пространство – акаша, считается наивысшим из этой пятёрки. Природа огня – жар, воды – влажность, земли – твёрдость, а пространство обладает десятью чудесными свойствами: оно не знает препятствий; оно присутствует повсюду; оно равностно, поэтому беспристрастно; оно безгранично; оно не сковано формой; оно чисто; оно неподвижно; оно пусто от существований; оно пусто от пустоты; оно не обретаемо. И всё это персонифицируется в Акашагарбхе. Данные доктрины и соответствующие им практики были наиболее подробно разработаны школой «Тяньтай» (кит. ??? Tiantai; яп. ??? Tendai-sh?). Поэтому культ Акашагарбхи в этой школе овеян наибольшим почтением. Шань Увэй в своих трудах соотносил пять первоэлементов с пятью дхьяни-буддами. Пространство персонифицируется Махавайрочаной, который является самым главным в пятёрке и выступает в роли Ади-Будды (Изначальный Будда). Когда Акашагарбху соотносят с изначальным пространством Махавайрочаны, то Он изображается голубого цвета – цвета пространства.
Вместе с Акашагарбхой почитают Кшитигарбху. Оба бодхисаттвы являются партнёрами и изливают поток благословений на преданных им адептов. Кшитигарбха – «Сущность Земли» («Лоно Земли»), воплощает собой твёрдость. Это твёрдость в следовании обетам и духовному пути. Твёрдость в сочетании с отсутствием препятствий и необъятностью дают поистине замечательный результат. В «Сутре основных обетов бодхисатвы Кшитигарбхи» Акашагарбха задаёт вопросы Будде Шакьямуни и получает исчерпывающие ответы. Культы этих двух бодхисаттв очень часто идут «рука об руку».
Когда он произносил эти слова, в собрании находился бодхисаттва, которого звали Акашагарбха. Он сказал Будде: „Я прибыл на небо Траястримша и услышал, как татхагата восхваляет невообразимые и неописуемые духовные силы бодхисаттвы Кшитигарбхи. [Я хочу узнать], сколько видов пользы обретёт благой мужчина, благая женщинa, божество или дракон, который услышит эту сутру и имя Кшитигарбхи, почтительно воззрит на его образ и поклонится ему?“
К Акашагарбхе обращаются не только за духовными знаниями, но и за материальным благополучием. Почитание Акашагарбхи позволяет адептам обретать особые силы и в совершенстве постигать «письмена и смысл всех законов и учений».
Если те, у кого извращенные взгляды, и кто не знает дороги к Нирване, произнесут его имя и всем своим сердцем станут искать у него прибежища, сжигая благовония в его честь и поклоняясь ему, увидев добрые корни в их сердцах, он появится в их снах и, практикуя упая (яп. хобэн) во всех формах, разъяснит им Закон. Больным он является в их снах в виде Шакьямуни, или Шри Дэви, или Дэви Сарасвати (яп. Мёо–тэн, Мёонгаку–тэн, т.е. Бэндзайтэн), или как Ракшаса, или — министром, военным, добрым доктором, или отцом, или матерью больного, и, стоя рядом с ним, как взаправду, он разъясняет им все виды снадобий, которыми можно излечить их болезнь. Одна доза такого лекарства устраняет болезнь, которая уже никогда не возвращается.