Поделиться:

О знаменитости

Иван Александрович Аксёнов: биография


Иван Александрович Аксёнов биография, фото, истории - русский и советский поэт, литературный и художественный критик, переводчик
18 ноября 1884 - 03 сентября 1935

русский и советский поэт, литературный и художественный критик, переводчик

Биография

Окончил Киевский кадетский корпус, затем — Николаевское военно-инженерное училище в Москве (1905).

Служил в инженерных войсках в Киеве (1906—1908).

В связи с причастностью к солдатскому бунту был переведён в Тобольскую губернию.

По возвращении в Киев (ноябрь 1909 года) сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами.

Был шафером на свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой (25 апреля, ст. ст., 1910) .

Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта. Осенью 1917 был арестован румынскими властями. Провёл четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобожден после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров.

Занимал высокие посты в Красной армии; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством.

В 1918 году вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса.

Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне.

Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы «ничевоков», Сусанне Мар (1901—1965).

Литературная деятельность

Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» (1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» (1913).

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и др.

В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916).

В начале 1917 издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о Пикассо.

На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (1918).

После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од» (оформление Л.Поповой, 1922, не издан.)

С конца 1920-х занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу переводов пьес Дж. Форда, Дж. Вебстера, С. Тёрнера, с дополнением «трагической истории» Ф. де Россе (1916). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931—1933) и второй том переводов английских драматургов «Елизаветинцы» (Бен Джонсон, Томас Хейвуд, Джон Флетчер, Томас Деккер, 1938).

Сочинения

  • Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без конца Врубель // Киевская неделя. — 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. — 1913.
  • Аксёнов И. А. Неуважительные основания: Стихи. М.: Центрифуга, 1916.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: Монография. М., 1917.
  • Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия. М., 1918.
  • Аксёнов И. А. Серенада: Стихи. М.: Мастарчув, 1920.
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // Печать и революция. 1921. № 3, нояб.—дек.
  • [ Аксёнов И. А.: перевод ] Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец. М.; Л.: Гиз, 1926. — 126 с.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия. 1926. № 3. С.83 — 88.
  • Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. — М.: Федерация, 1930. — 217 с.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б.Джонсон, «Сеян» [: трагедия в 5-и действ. / перевод ] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова, предисловие И. И. Анисимова. М.; Л.: Academia, 1931. Т. 1. С.21—110; 111—300.
  • Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ] // БСЭ. М., 1933. Т.62.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. 1932. № 9. С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Джонсон Б., «Вольпона» [ / перевод] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. [: «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой; «Склад новостей» / пер. Т. Левита ]. М.; Л.: Academia, 1933. Т. 2. — 696 с.
  • Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. Ч. 1. М.: Гослитиздат, 1937. — 363 с.
  • Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и творчество» 1931; «Бен Джонсон в борьбе за театр» 1933; «Томас Хейвуд и Томас Деккер» 1932; «Джон Флетчер»; Т.Хейвуд, «Красотка с Запада»; Т.Деккер, «Добродетельная шлюха»: Ч.1, 2; Д.Флетчер, «Укрощение укротителя» ]. М.: Художественная литература, 1938. — 719 с.
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. [Том 1: Письма, изобразительное искусство, театр; Том 2: История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников] / Составитель Н. Адаскина. М.: RA, 2008. — 638+460 c. («Архив русского авангарда») — ISBN 5-902801-04-4

Исследования

  • Аксёнов, Иван Александрович // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. — Т. 1: А — Г. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. — С. 41–42.

Интересные факты

  • 4 ноября 1920 года Аксёнов выступал как «Гражданский истец» в «Литературном суде над имажинистами»: иронизировал над стихами членов объединения, — особенно доставалось В.Шершеневичу и А.Кусикову. «А судьи кто?» — воскликнул при защите С.Есенин, парируя нападки и припомнив «Горе от ума». — И, показая пальцем на Аксёнова, у которого была большая рыжая борода, продолжал: «Кто этот гражданский истец? Есть ли у него хорошие стихи? — И громко добавил: — Ничего не сделал в поэзии этот тип, утонувший в своей рыжей бороде». Этот есенинский образ понравился публике. К вечеру Аксёнов сбрил бороду. (Вскоре, в « Литературном суде над современной поэзией» (16 ноября 1920) Аксёнов выступал экспертом совместно с С.Есениным, а на вечере «Современной поэзии» (23 ноября 1920) представлял группу футуристов совместно с В.Маяковским и С.Буданцевым.)
  • В воспоминаниях о Мейерхольде «Учитель» (1946) С.Эйзенштейн воссоздал впечатления эпохи репетиций «Великодушного рогоносца» (1922):

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора