Поделиться:

О знаменитости

Катерино Альбертович Кавос: биография


Оперы-водевили:

  • «Три брата горбуны» (1808 либретто К-а, перев. с франц. Лукницкого);
  • «Казак-стихотворец» (либретто Шаховского, 1812).

Балеты:

  • «Дон Кихот», балет в двух актах, Большой Каменный театр, 27 мая 1808, балетмейстер Ш.Дидло
  • «Зефир и Флора» (сюжет Дидло, 1808),
  • «Амур и Психея» (сюжет Дидло, 1810),
  • «Любовь к отечеству» (сюжет Вальберга и Огюста, 1813—14), их же постановка
  • «Ацис и Галатея» (сюжет Ш.Дидло, 1815),
  • «Карлос и Розальба» (сюжет Ш. Дидло, 1817),
  • «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1819)
  • «Кавказский пленник» (1822),
  • «Роланд и Моргана» (1825),
  • «Федра» (сюжет Ш.Дидло; совместно с Туриком, 1825),
  • «Сатана» (совместно с Туриком и Шелиховым, 1825).

Музыкальные номера к пьесам:

  • «Любовная почта» (1806),
  • к переводной комедии «Мнимый невидимка» (перевод с немецкого Шелера, 1813),
  • «Откупщик Бражкин» (комедия Шаховского, 1815),
  • «Александр и София» (пьеса А.Шаховского)
  • «Сокол кн. Ярослава» (пьеса А.Шаховского)
  • «Ивангоэ» (пьеса А.Шаховского по книге В.Скотта)
  • «Буря» (пьеса Шекспира, переделка А.Шаховского)
  • «Женщина лунатик» (пьеса А.Шаховского)
  • «Фингал» (драматическая поэма А.Шаховского),
  • «Аристофан» (пьеса А.Шаховского)
  • «Керим-Гирей» (пьеса А.Шаховского)

Музыкальные компиляции к опере «Гений и Турбиель» (пер. с франц., 1828), к пьесе «Давид Теньер» (1832, Москва), «Семела» Жандра (1832) и др.

Патриотические куплеты для русских войск, вернувшихся с победой из Франции (1815), которые еще в течение ряда лет исполнялись в столицах в инвалидных концертах

Аранжирование из малороссийских песен

Значение творчества Кавоса

Отмечая огромное значение Кавоса для развития русского театра как мастерского дирижера и педагога, Музыкальная энциклопедия называет его музыку мало оригинальной: она красива, отвечает вкусам времени, но как композитор К.Кавос не сделал явных открытий.

Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос «уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризовано творчество Кавоса так: «В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми ее достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников (так, он первый стал у нас употреблять тромбоны). Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной (итальянской) гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».

Не музыкальными новаторствами вошел Катерино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку. Искреннее усердие в работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: Павла І, Александра I и Николая І, весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна. Кавос получил чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 степени и св. Анны 3 степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. П. А. Каратыгин называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами.

Среди учеников Катарино Кавоса — С.Биркина-Каратыгина, Анна Петрова-Воробьева, Осип Петров, Василий и Софья Самойловы, Мария Степанова, Александра Иванова, Сандунова, Семенова, Климовский, Злов и многие другие.

Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов. Огромную роль в культуре России сыграли и его потомки.

Потомки

Сыновья Кавоса:

  • Иван Кавос — режиссёр итальянской оперы в Санкт-Петербурге
  • Альберт Кавос — архитектор, строитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве.

Внуки:

  • Цезарь Кавос — архитектор
  • Константин

    Комментарии

    Комментарии

    Добавить комментарий
    Комментарий
    Отправить
    Сайт: Википедия

    Владимир Стуков Владимир Стуков

    композитор и вокалист группы HELLO

    Джери Холливелл Джери Холливелл

    британская певица

    Саманта Фокс Саманта Фокс

    английская певица и фотомодель

    Вячеслав Згура Вячеслав Згура

    российский певец

    Булат Окуджава Булат Окуджава

    советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

    Эдвард Григ Эдвард Григ

    норвежский композитор

    Франц Шуберт Франц Шуберт

    австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора